Еще одна Византия, или василевс Георгий I ¶
Изучая материалы по военной истории Византии, решил все-таки выложить на обсуждение вариант, который мы неоднократно обсуждали с коллегой Хэном Соло за кружкой пива — отсутсвие упадка Византии в XI веке. Для этого необходимо продолжить политику Василия II. А значит — найти ему достойного продолжателя, который по крайней мере предотвратил бы тот полнейший упадок армии, который наступил при Константине Мономахе и Константине Дуке (Роману Диогену пришлось фактически создавать армию с нуля, и времени ему на это история не отпустила). Наоборот — развил бы то, что было создано Василием, и продолжил бы военную экспансию. И уж естественно — сделал бы невозможным Манцикерт и потерю Малой Азии. Иными словами — на трон снова должен сесть полководец масштаба Фоки и Цимисхия.
После смерти Василия посадить на трон такого не удастся — наследует однозначно Константин, а развилка типа "подавился персиком" меня не привлекает. Но есть персонаж, который нам пожалуй подойдет. И успеет прийти к власти еще вовремя.
Георгий Маниак начал свою службу в царствование Василия II в азиатских фемных войсках, где за свое бесстрашие сразу продвинулся по армейской лестнице и вскоре был назначен клисурархом в Сирии (Клисурарх — командующий клисуры. А клисура соответственно — это автономная административная единица меньше фемы по размеру. В целом клисура — это стратегически важная крепость и укрепрайон вокруг нее.) В 1030 году престарелый император Роман III Аргир (ему на тот момент было около 62 лет) решил поиграть в стратегические маневры с сирийскими мусульманами. Но решил поиграть руками антиохийского стратига Спондила. Спондил хоть и был старым опытным воином, но его натурально перехитрили, и он был разбит. Император же решил заменить Спондила на своего зятя Константина Карандина. Однако у того ничего не вышло, и старый василевс решил отправиться стяжать лавры Александра Македонского. Надо сказать, что первое время его войска громили арабов так, что те были вынуждены несколько раз присылать парламентеров к грекам с просьбой о мире. Но судьба сыграла злую шутку с Романом, его авангард, отрезанный от основной части войск, угодил в засаду под Алеппо и был разгромлен. Сама же основная часть войск была окружена в пустыне. Через некоторое время греки стали страдать от нехватки воды и пищи и были вынуждены отступить. Правда отступление скоро превратилось во всеобщее бегство. Самому императору удалось добраться до Антиохии только благодаря русско-варяжской Этерии, которая прикрывала его отход. Мусульманам досталась палатка императора и почти вся войсковая казна. НО! Иногда появляются всякие "НО". Обычный клисурарх Маниак совершил внезапный рейд по сарацинским тылам, отбил большую часть награбленного и заставил арабов отступить. Через два года Георгий Маниак, уже назначенный стратегом фемы, начал совершенно сумасшедшее наступление. Он взломал пограничную цепь фортов и захватил Эдессу и Самосату. После таких успехов император перевел его на запад, а именно на Сицилию, где Зириды не давали грекам житья. 12 апреля 1034 года Роман III умер от отравления (с ведома супруги ему стали подсыпать в еду медленный яд). На трон взошел любовник Зои II Михаил IV Пафлагон (ему было 29 лет, Зое 56 лет). Маниак же в это время начал постепенно отвоевывать остров у арабов. К 1038 году почти вся Сицилия была в руках христиан, а арабы медленно, но верно отступали, особенно после того, как Маниак нанес им целый ряд сокрушительных поражений. Тогда же Маниак был назначен катепаном Италии (катепан — это наместник катепаната, то есть крупной отдаленной области).
Тем не менее, вспыльчивый Маниак (каламбурчик какой:) ) в 1038 году поссорился с друнгарием флота Стефаном Калафатом (зятем императора, а его жена была сестрой Иоанна Орфанотрофа) и избил его. Обиженный Стефан послал на катепана донос в столицу. А в это время Георгий Маниак прилюдно унизил командира ломбардских наемников Ардуина (Ардуин был командиром войск Гиомара IV из Салерно). Ардуин отказался отдать Георгию захваченную лошадь, после чего Маниак избил его и отобрал все захваченное в бою. Ясное дело, что Ардуин тут же увел с собой всех норманнов на полуостров. После того как император Михаил IV (в это времени страдающий от водянки и эпилепсии) прознал о поступке Маниака, он отозвал его из Италии, назначив вместо него Михаила Докиана. Вскоре арабы отбили остров обратно, и только протоспафарий Катакалон Кекавмен держался до последнего в Мессине до 1042 года. На полуострове к Ардуину присоединился новый катепан Докиан, и он-то назначил Ардуина топотиритом (старшим офицером тагмы после доместика) южноитальянского города Мельфи. Ардуин же взбунтовал норманнов в Апулии и захватил Мельфи. Воссоединившись с предводителем ломдардских наемников Аргиром, Ардуин разгромил катепана в марте 1041 года, в бою погиб один из стратигов Никифор Докиан. Новый катепан был вторично разгромлен и взят в плен 3 сентября 1041 года. Однако вскоре греки пустили в ход самое страшное оружие... Сначала один из руководителей князь Беневенто Атенульф перешел на их сторону, затем норманны выбрали своим лидером Аргира в обход Ардуина, которого греки как и Атенульфа подкупили. После смерти Аргира дружины опять в обход Ардуина выбрали своим предводителем Гийома Железнорукого.
10 декабря 1041 года император Михаил IV умер от водянки, новым императором стал Михаил V Калафат (племянник того самого Стефана Калафата, который донес на Маниака), тут же вернул из ссылки Маниака. Однако Михаил недолго правил. Он решил свергнуть царицу Зою II, сослав ее в монастырь 19 апреля 1042 года, в ответ на это восстали мастеровые, и в столице. Михаил был схвачен и ослеплен. Новым императором стал Константин IX Мономах, который стал третьим мужем Зои (которой тогда было 64 года, а ему было 42 года). Император вновь назначает его катепаном Италии, но после первых же военных успехов Маниака вызывает его ко двору в столицу. Георгий Маниак заподозрил, что император завидует его успехам и хочет его унизить. Поэтому Маниак высадился с войсками, включая вновь набранных варягов, у Диррахия и направился к Константинополю. Константин двинул против него войска Стефана Севастофора (севастофор — это императорский герольд, обычно евнух). В начале 1043 года войска Севастофора и Маниака сошлись в сражении у Фессалоник. Севастофор был почти наголову разбит, но в один момент Маниак получил смертельную рану копьем, и скончался, а его войска бежали.
Итак, злополучное копье лишь скользнуло по панцирю. Маниак одержал полную победу, пошел на Царьград, сверг Мономаха и сел на трон василевсов.
Последствия просматриваются в немеренных масштабах даже в ближней перспективе. Если Маниак все же завоюет Сицилию и удержит юг Италии, частично разгромив а частично взяв на службу норманнов — нет никакого Гвискара и Сицилийского королевства, у Григория-Гильдебранда не будет поддержки норманнов, а будет византийская граница у Гаэты. Осмелится ли папство выступить против германских императоров. Или заручится византийской поддержкой "на взаимовыгодной основе"? Будет ли конфликт и обмен анафемами между Церквями?
Лет 15 как минимум Маниак (отличавшийся огромным ростом, богатырской силой и железным здоровьем) еще проживет. Детей у него нет, следовательно усыновит стоящего военначальника, передав ему закаленную в боях армию. И его преемнику предстоит надавать по шапке Сельджукам. А может и сам успеет — ведь набеги Сельджуков на Армению начались в РИ еще при Мономахе.