pasaremos2005 пишет:
Лучше пусть она интригует на Руси, чем в Византии.
Это при том, что у Всеволода есть трое старших братьев, из которых самый важный (Владимир), предположительно был союзником Маниака.
Кроме того, выдавая её замуж за русского князя (из младших), Георгий без всякого насилия устраняет её как наследника престола.
Как бы не так.
Как наследница Ирина Мономах не рассматривается по византийским понятем в любом случае — ибо не является порфирородной (ее папа на момент ее рождения был частным лицом), и брак с ней супругу никаких прав не дает. Но. Решится ли Маниак (а если решится — дипломаты напомнят) — отправлять в страну, отношения с которой зело важны, девицу, безусловно враждебную ему? Ведь она не только дочь Мономаха, но и по матери происходит из рода Склиров — смертельных врагов Маниака.
Кроме того, на момент свержения Маниака Всеволоду 13 лет. Вопрос о браке встанет года через три, и интуиция мне подсказывает , что к тому моменту Ирина Мономах будет давно замаливать папины грехи в монастыре.
Я конечно понимаю, что персоналия Мономаха вызывает симпатии. Но — если где-то прибыло, то где-то и убыло.
Если в этом мире процветает потомство Владимира — то не быть Мономашичам.
В отсутствии греческой невесты думаю женят Всеволода на немке, как и 2 его братьев. И Ярослав будет искать ее из могущественных феодалов и императорских родственниц. На примете — дочь герцога Саксонии Бернарда II из славного рода Биллунгов. В РИ вышла за сына Олафа Святого, Магнуса, короля Дании (сперва — Дании и Норвегии, но Норвегию у него двоюродный братец Гаральд Гардрада оттяпал). Магнус Всеволоду двоюродный брат (жена Ярослава Мудрого Ингигерда и жена Олафа Святого Эстрид — родные сестры, дочери короля Швеции Олафа Шетконунга), но по срокам вполне успеваем перебить у Мануса невесту — тот только в 1036 воцарился в Дании. Детей в РИ браке небыло, что нам и нужно, прописываем невесту бесплодной. А ежели Магнус женится на другой даме и в отличии от РИ заведет детей — чтож, не судьба Свену Эстридсену заполучить по женской линии датскую корону. Ну да с этим мы как-нибудь справимся.
А вторым браком Всеволод нехай женится на той же половчанке, и заводит РИ детей. Ростислава утопим в той же речке, Евпраксию выдадим в Германию — и усе.
По поводу столов после смерти Ярослава. Захват Полоцка — это, коллеги, беспредел. В РИ Всеслав сам начал войну, а при сильном великом князе Владимире Ярославиче — не решится. А вот так просто взять и отобрать законное княжение — до сих пор не водилось. А Всеславу при отсутсвии возможности буянить на Руси придется еще активнее колонизировать Двину — по Рижский залив .
По моему будет так. Сыновей больше — уделы нарежут помельче. Владимир получает Киев, Смоленск и Новгород, Изъяслав — Туров и Волынь с "червенскими градами". . Туров был его уделом при жизни отца, и по воскняжении в Киеве в РИ остался за ним, женат Изяслав на Гертруде Польской, все его интересы на западе, Туров княжение на тот момент очень солидное — включает все не доставшиеся Полоцку белоруские земли по Брест и Гродно включительно. С придачей Волыни — солидно и вполне тянет на второй в государстве стол.
Святослав садится как и в РИ в Чернигове, но урезанном — без Мурома с Рязанью и Тмутаракани. Всеволод получает Переяславль и Ростов, но тоже урезанные — без Белоозера и Заволжья, которые остаются новгородской волостью. Вячеслав — Муром. Игорь — Тмутаракань (где имеет в этом мире все шансы основать династию).
Теперь по Ростиславу. Вроде все хорошо — есть РИ жена (Ланка Венгерская) и дети. Но вот в этом мире Ростислав — очевидный наследник великого княжения. И — хотелось бы увеличить при Киевском дворе влияние принципов "универсалистского государства". Проще говоря — византийская невеста предпочтительнее венгерской.
И еще одно соображение — в РИ потомство Ростислава и Ланки пресеклось по смерти Владимира, сына Ярослава Осмомысла. А нам это не нужно — ведь СИГ будет на всю Русь.
И она как раз есть, в супруги Ростиславу по возрасту как раз подходит. Это Мария Комнин. Отец — Исаак I Комнин, император Византии. Мать — Екатерина Болгарская, дочь последнего царя Болгарии Самуила. В РИ после смерти отца ее "ушли" в монахини.
Дети могут получится немного альтернативные. Я предлагаю — Володарь и Василько (и их браки и потомство) примерно аналогичны РИ персоналиям, хотя имена возможно иные. А Рюрик сидит в Новгороде, умирает при жизни отца, оставив единственного сына — Мстислава. Он тоже сидит в Новгороде, и как и в РИ Мстислав Великий, сын Мономаха, женится на Кристине Шведской. Дальнейшее его потомство примерно аналогично РИ потомкам Мстислава Великого.
Впрочем если кто против, можно оставить и Ланку, вопрос не принципиален.
pasaremos2005 пишет:
В великокняжеском домене идёт борьба между великим князем и наместниками с воеводами (типа графов с баронами в РИ Франции тех лет). НО! На киевский стол они не претендуют, сами между собой воюют, а великие князья получают возможность маневрировать и заручаться поддержкой городов.
Коллега, антиисторично так вот экстраполировать на Русь западноевропейские реалии.
У нас на Руси сила сосредотачиалась не в замках, а в изначально процветающих торгово-ремесленных городах. Соответсвенно и бояре предпочитают жить в городах, и создавать себе партию в местном вече.
Иными словами при отсутствии князей на местах, все наиболее могущественные города — Смоленск, Ростов и т.п. — превращаются в мальенький Новгород, и начинают качать свои "полисные" права.
Посему я предпочитаю, чтобы князья на крупных уделах были. Есть великокняжеский удел — вся Правобережная Украина с Переяславлем на левом берегу, Новгород — "удел дофина", а во всяких Смоленсках и Ростовах — до времени младшая братия. В РИ потомстве Мстислава Великого как раз перепроизводства князей не наблюдается.
По византийским родственникам. Маниаку наследует Исаак Комнин:
Исаак Комнин был сыном любимца Василия Болгаробойцы военачальника империи Мануила Эротика Комнина. Василий II позаботился о воспитании сыновей умершего друга — Исаака и его брата Иоанна, и лично обучил их ратному мастерству. Наука пошла будущему императору впрок — со временем он стал одним из лучших полководцев империи. Физически он был очень развит — мчась верхом на коне, мог голыми руками поймать бегущего зайца. Храбрость в нем сочеталась с простым нравом и прямодушием. Встав во главе мятежа против правительства Михаила Стратиотика, Исаак повел себя мудро и отважно, а в решающем сражении при Никее бился в передовых рядах своей армии. Пселл называет его «человеком дела». Воцарившись, Исаак I приказал выбить на монетах себя с мечом в руке.
Комнин принялся выкорчевывать все мешающее, на его взгляд, жизни государства с невиданной энергией. Он отнимал поместья у аристократии и богатых монастырей, защищая интересы бедняков, сурово карал за дурное обращение с крестьянами, строго следил за деятельностью ремесленных коллегий, безжалостно расправлялся с казнокрадами, возрождал пришедшее было в упадок ромейское войско.
Для Георгия оптимальный наследник. Но единсвенный сын Исаака, Мануил, умер еще в юности (еще была дочь Мария, которую я тут предлагал отдать за Ростислава). Посему наследует Исааку брат, Иоанн, человек не без способностей, но мягкий (почему в РИ и отказался бороться за власть по смерти Исаака, здесь же получит ее безпрепятсвенно).
Что же касается до Иоанна, то получив, как уже сказано, начальство над западом, он в своих делах
оставил незабвенный памятник и фракийцам, и македонцам, и иллирийцам, и болгарам, — начальствующим и подчиненным. И не было никого, кто не испытал бы душевной доброты этого мужа. Кроткий и умеренный, как никто из людей, он привлек к себе сердца всех, будучи всегда скор на благотворение и медленен на наказания.
Царствование Иоанна будет коротким (1061-1067). По его смерти воцаряется его старший сын Мануил. Мануил по военным дарованиям возможно превосходил и Алексея. О нем Вриений пишет:
Из сыновей же старший — Мануил, еще при жизни отца, начал служить в войске и, подражая подвигам своих предков, старался сделаться достойным их. Когда бразды правления принял Роман Диоген, то первый из братьев, Мануил, сделался очень близким к василевсу и возведен в протостраторы, а немного спустя, наименован и главнокомандующим над восточными войсками.
В РИ скончался как раз перед Манцикертом. Пожалуй в этом мире он и его друг Роман Диоген (в этом мире не император, а доместик востока) нанесут решающие поражения Сельджукам.
Ну а далее... По идее наследовать Мануилу должен следующий брат — Исаак. Но в РИ все родственники и сторонники предпочли возвести на престол Алексея. Ибо его военные и государственные способности были очевидны. Исаак же являлся просто благородным рыцарем и лихим кавелерийским командиром, когда ему в РИ доверяли войско — вместо командования сам ломился в атаку впереди всех и неоднократно попадал в плен.
Так что исходя из вышесказанного — в этом мире, где власть наследуется, а не захватывается, Исаака вряд ли полностью устранят. Скорее Мануил, осознавая что Исаак не справится, оставит завещание, по которому сделает обоих своих младших братьев императорами-соправителями.
Единственный сын Исаака от аланской царевны Ирины, Адриан, начинал службу во флоте, и стал великим друнгарием, но около 1104 года по доброй воле постригся в монахи. Позднее вышел в митрополиты Болгарии. Будучи в этой должности, Иоанн ставит подпись под деяниями Константинопольского собора 1143 г. Он оставил после себя сборник законов — Номоканон (Ватик. библ., № 2198), два небольших произведения, известных по описи Струмицкого монастыря. Однако время окончания пастырского служения Иоанна у исследователей вызывает споры, его смерть относят к 1157, 1156-1160 или 1157-1164 годам.
Здесь ради прикола можно будет сделать бывшего адмирала патриархом Константинопольским.
Таким образом к 1106 году Алексей останется единственным императором. И трон унаследуют его потомки.