Faergal пишет:
Было, коллега, и не раз.
Сравнение с эпохой содатских императоров некорректно. То была эпоха "структурной перестройки". Процитирую себя с параллельного:
Рубежом я бы назвал эпоху Марка Аврелия. Чума, поразившая при нем империю, вызвала крах того строя, который делал из империи «федерацию полисов». Обедневшие города перестают быть той силой, на которую можно опираться в управлении империей. Армия, ранее набиравшаяся из младших сыновей куриалов римских и латинских муниципий, и лишь разбавляемая провинциалами в пропорции, позволяющей за время службы оных провинциалов напрочь романизировать (и по дембелю – сделать куриалом в новооснованной колони-муниципии, опоре римской власти в галльской или иллирийской глуши), теперь утратила этот вербовочный кадр в выморенных чумой городах. В армию начинают впервые в истории империи массово грести провинциалов – галльских, иллирийских, фракийских и малоазийских крестьян, совершенно не романизированных, чуждых римской культуре, да и оплот этой культуры, город, рассматривавших как враждебный элемент, который выстроили на их земле и в пользу которого заставили их нести повинности.
Этот этап Ростовцев назвал социальной революцией. Города и их элита – куриалы – теряют руководящую роль в империи. На смену приходит новая элита – легионер-провинциал, благодаря законам Септимия Севера теперь имеющий возможность, дослужившись до примипила, получить достоинство всадника, и делать карьеру дальше. Это новое всадничество, плоть от плоти новой армии, стало новым правящим сословием империи в наступающем доминате.
В момент кризиса провинциальные, набраные из местных и местными же руководимые армии — Тетрика на западе, Оденанта на востоке и пр. — просто взяли власть. Это был закономерный результат процесса — римляне, италийцы, как этнос или гражданский коллектив перестали контролировать империю, выросли региональные военные элиты. И заметьте — стать единым унитарным государством империи после этого уже не удалось. Аврелиан победил узурпаторов, но последовали новые мятежи, и Диоклетиану для стабилизации системы пришлось вести тетрархию. Константин, вроде объединив империю, сразу же, еще при жизни, поделил империю между сыновьями. Констанцию пришлось давить Магненция в Галлии, но галльская элита, рулившая рейнской армией, не смирилась, подержав мятеж Юлиана. Валентиниану пришлось дать самостийность регионам, передав Восток брату Валенту, а в Галльской префектуре посадив несовершеннолетнего еще Грациана. Грациан, пербравшись в Италию, вскоре получил в Галлии мятеж Магна Максима. После разгрома Максима — уже против Феодосия взбунтовался Арбогаст. Против Гонория — Константин...
Неужели не ясно, что возврата к староримскому унитаризму нет? Что федерация для империи куда более жизнеспособная модель — заинтересованность в единой экономике поддерживает единство империи, и в то же время региональным элитам дают порулить.
А иначе — боюсь все силы будут уходить на подавление сепаратистов, как только западные провинции окрепнут экономически. Терзаемая лангобардами Италия не бунтовала, нуждаясь в защите. А в этом мире......