Когда-то прочитал очень интересный роман про систему образования будущего:
Вместо того что бы дети «просиживали штаны» в школе их в 6 лет подключали к компьютеру и «загружали» умение читать. Потом 18 лет снова подключали и «загружали» одну из специальностей, и давали соответствующий диплом (их называли дипломированными специалистами). Главный герой, довольно смышлёны малый, который начал читать профессиональные книг до второй загрузки. И он оказался «невосприимчив» к второй загрузке. Ему предложили пройти образование «по старинке». Атмосфера была плачевная, хотя их ни кто не обзывал, но все чувствовали себя умственно отсталыми.
После некоторых перепетий главный герой знакомится с дипломированным социологом и вдруг осознаёт, что он не в «дурке» он в элитном университете, а специальность специально не «загружается», что бы он смог придумать что-то новое, а дипломированные специалисты – просто исполнители заложенных программ.
К чему я всё это?
В советские времена было профтехобразование, которое готовило «исполнителей», и высшее образование, готовившее «мыслителей»
Сейчас вся обычная система образования скатывается к воспитанию «исполнителей», соответственно формируется маленькая система «элитных» (от слова для элиты) школ, в которых не заглушают способность создать новое.