ВЛАДИМИР пишет:
Но, действительно, зачем нам еврейская история? Зачем нам этот мелкий злыдень?
Блин, коллега, если вы хотите разбирать еще и Ветхий Завет, вынужден вам пока отказать — тем обширная, а лимит на свободное время для участия в форуме у меня на этой неделе подходит к концу (в последнее время становлюсь жутким карьеристом). Но в будущем разобрать можно — причем на основании святоотеческого предания.
ВЛАДИМИР пишет:
Но я предлагаю вот что: завершить процесс размежевания христианства и иудаизма.
Вы же прекрасно понимаете, что это нереально. Ибо это уже выходит за пределы [del][/del] догматов Церкви.
ВЛАДИМИР пишет:
Во-первых, люди созданы "по образу и подобию" — т.е. как боги, и Вы ранее цитировали отца церкви на эту тему. Так что христианский бог сам запрограммировал грехопадение, ибо таковых создал людей. Это все равно, что создать у человека легкие и запретить ему дышать.
Есть. Ждал, что вы напишете именно этот донельзя избитый, но абсолютно нелогичный довод. Ибо он останваливается на пол-дороге, не задаваясь далее вопросом — а были ли иные варианты?
Венцом Творения был должен был стать человек — единый материально-духовный организм. Создавая его "по образу и подобию", Бог наделил его свободной волей, и естественно таким образом создал возможность грехопадения, которое собственно и предвидел. Но ответьте пожалуйста в рамках человеческой логики — какие у Творца в данном случае альтернативы?
1) вообще на создавать человека (нет человека — нет проблемы ) — но тогда Творение остается незавершенным.
2) Создать человека, который принципиально не мог бы грешить вообще. Но это как раз и означает "запрограммировать" его. Немесий, епископ Эмесский, на основании коррелятивности разума и свободной воли (см. прим. № 14), пишет: «Те, которые обвиняют Бога в том, что Он не создал человека невосприимчивым ни к какому пороку, а дал ему свободную волю, незаметно для самих себя обвиняют Бога за то, что Он создал человека разумным, а не неразумным. Необходимо, ведь, одно из двух: или чтобы он произошел неразумным, или чтобы, будучи разумным и вращаясь в сфере деятельности, был одарен свободной волей» (25: 176).
Приведем также по данному вопросу мнение русского религиозного философа С. Л. Франка. «Где-то в Талмуде, фантазия еврейских мудрецов рассказывает о существовании святой страны. В которой не только все люди, но и вся природа повинуется беспрекословно заповедям Божиим, так что, во исполнении их, даже река перестает течь по субботам. Согласились бы мы, чтобы Бог с самого начала создал нас такими, чтобы мы автоматически, сами собой, без размышления и разумного свободного решения, как эта река, исполняли Его веления? И был ли бы тогда осуществлен смысл нашей жизни? Но если бы мы автоматически творили добро и по природе были разумны, если бы все кругом нас само собой и с полной, принудительной очевидностью свидетельствовало о Боге, о разуме и добре, то все сразу стало бы абсолютно бессмысленным. Ибо «смысл» есть разумное осуществление жизни, а не ход заведенных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «Я», а наше «Я» немыслимо вне свободы, ибо свобода, спонтанность требуют возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает, что не все идет гладко «само собой», что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград. Царство Божие, которое получалось бы совсем «даром» и было бы раз навсегда предопределено, совсем не было бы для нас Царством Божиим, ибо в нем мы должны быть свободными соучастниками божественной славы, сынами Божиими, а тогда мы были бы не то что рабами, а мертвым винтиком какого-то необходимого механизма."
Что касается "ответственности" Творца за грехопадение — в свете вышесказанного сия мысль увы нелогична — Он создал человека достаточно совершенным для сознательного выбора и достижения бессмертия и предупредил его о последствиях непослушания (Быт. 2: 17).
ВЛАДИМИР пишет:
Второе, Гумилев абсолютно прав: портят Природу не "дикие и своекорыстные пассионарии", а милые Вам гармоничники, упорядоченные, цивилизованные. Не люблю мещанство, пусть оно десять раз упорядочено. И приводит в пример, кстати, Византию, где экологическая ситуация была относительно других стран того времени благоприятна, поскольку вся энергия уходила на богословские споры, а затем на защиту собственного существования. А вот Европа, разжиревшая, пресытившаяся без татаро-монгольского ига — вообще Запад испортил Природу в большей степени, чем все предыдущие цивилизации вместе взятые.
Коллега, честно говоря не понял, как эта ваша тирада относится к тому, что я сказал выше, и тем более может быть по отношению к ней "противоречием". Я вроде писал не о "пассионариях", а о человеке.
"Пассионарии" и "гармоники" — для меня не более чем "сказки дедушки Гумилева", и оперировать данными понятиями в споре я отказываюсь, но даже у Гумилева вроде бы как "жертвенность" — высшая ступень пассионарности в акматике, ниже — в фазе подьема — господствует императив "будт тем, кем должен быть", тоесть исполнение своего профессионального или кастового долга перед обществом.. О дикости и своекорыстии пасионариев он вроде нигде не пишет. Это вы их таковыми выставили в одной из предыдущих тем Но даже там — как-то забыли сказать, что в терминологии Гумилева вешали "пассионарных" рыцарей-разбойников и сносили их замки такие же рыцари, и ничуть не менее "пассионарные", только более "жертвеные" и отдавшие себя на служение "долгу" перед обществом, которое в силу своего поведенческого императива "чести и долга" желали видеть устроенным справедливо, а не разделенным на волков и овец.
ВЛАДИМИР пишет:
А что касается отношений человека с природной средой, так ведь наши древнегреческие мудрецы ввели понятие меры.
Простите, не ваши, а наши Ибо большинство из них, увлекаясь морально-этической рефлексией, переставали верить в обуреваемых страстями антропоморфных богов, или представляли их духовными сущностями и служителями высшего Творца, отбрасывая мифологические сюжеты (каковой концепции придерживается и ваш покорный слуга).
Кстати фраза "ничего сверх меры" принадлежит тому самому Сократу, коего вы так беспощадно засудили
ВЛАДИМИР пишет:
МЕРА — эта философская категория никогда не была свойственна ни иудаизму, ни христианству
Да ну? На вскидку в "христианской антропологии" Немесия Эмесского (V в.) данная категория явно присутствовала. И не только, где-то еще в святоотеческом предании. На вскидку увы не вспомню. Но как раз по отношению к окружающей среде — в подобном духе высказывался Григорий Палама, причем цитаты в предыдущих темах я уже приводил.
ВЛАДИМИР пишет:
Математика, возразите вы. И где Вы видели идеальную прямую? Полный ноль? Бесконечность? Все это воображаемые сущности.
"Я мыслю, следовательно я существую" (Декарт)
"Где вы видели" — вопрос по отношению к математическим категориям абсурдный. Число чего-либо материального болше миллиарда вы вряд ли сможете увидеть воочию, что не делает данное число несуществующим.
Вы пытаетесь загнать мышление в область конкретного, на что даже Руссо не посягал, возвращая человека в "естественное состояние"
Абстрактное мышлениесобствено и делает человека человеком. Возможность рефлексии — это то, что коренным образом отличает человека от всего живого. Животное тоже способно думать, но не способно думать о чем думает.
"способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.
Каковы же последствия подобного превращения? Они необъятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция. логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности. тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни – не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. "
(Тейяр де Шарден)
ВЛАДИМИР пишет:
А если в голове звучат голоса "из дугого мира", то тут дело в самом человеке, в его мозге.
Конечно — чем еще человек может воспринимать что-либо из другого мира если не мозгом
ВЛАДИМИР пишет:
Вы думаете, наши боги духовны? Нет, они материалы, как материален ветер, солнце и т.д.
Может это у меня, как вы выразились, "тип мышления" — но несмотря на эстетическую эффектность этих "богов", у меня не возникает никакого почтения к "богу", которого можно разложить на элементарные частицы. Трансцендентный Всеблагой Творец — иное дело. Он в самом деле вызывает преклонение — ибо в нем не слепое буйство материальных стихий, а, как выражался Платон о своем Высшем Благе "самое мудрость, справедливость, красота, знание...", то есть то, к чему человек стремится именно Духом, а не Материей.
ВЛАДИМИР пишет:
Вот тут я с Вами категорически не согласен. Нет никакого духовного мира! Все — материя, Природа, вообще существование и есть синоним материального.
Ну вот мы и вернулись к "антиномии" Я же говорил — дискусия бессмысленна. А вы неверили. Давайте на том и откланяемся. С тем, что у нас "в головах"