Форум «Альтернативная история»
Продвинутый поиск

Сейчас онлайн: Reymet_2

К вопросу о царствовании Николая II в 1894—1917 гг. в цифрах и фактах. Или о чем умолчал Бразоль

Ответить
Владыка Континентов
Цитата

Ан.Павел пишет: А к..

Ан.Павел пишет:

А какие прорывы были совершены в медицинской науке в этот период, не напомните?

Я не спец, но вроде например вакцинация была только начата Пастером в Европе в 1880х. Кроме того, не сомневаюсь, что за 30 лет открыта и внедрена масса пусть и не прорывных, но многочисленных мелочей.

И кстати, делайте поправку на то что в 20-30е стариков д.б мало, ибо в ПМВ и ВМВ многие погибли, население молодое, а смертность и ужасы голода гораздо выше чем 1892 или других.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: но..

Lankaster пишет:

но вроде например вакцинация была только начата Пастером в Европе в 1880х.

Не совсем так. Первая вакцинация была проведена еще в XVIII веке. Пастер же смог создать более эфективные препараты для вакцинации.

Кстати, вторая в мире пастеровская станция была открыта в России в 1886 г. в Одессе.

А ведь был еще, к примеру, страшный голод 1911 г. (умерло, как утверждается, около 2 млн. чел.). Видный врач-публицист Д.Н. Жбанков описал ситуацию так: «Болезни и случаи голодной смерти, разорение и повальное нищенство, калечение нравственного облика — грабежи, поджоги, торговля детьми и собой, самоубийства и полная физическая и духовная прострация — все это приносят с собой неурожаи в России».

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Петрович
альтистории тайный советникъ
Цитата

Lankaster пишет: Т...

Lankaster пишет:

Т.е. в 3 раза меньше США в 1913м

Ну а какой процент территории США составляет вечная мерзлота и как там развита сеть жд?

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Петрович пишет: веч..

Петрович пишет:

вечная мерзлота

Вечной мерзлоты нет. Зато есть пустыни, орегонско-вашингтонские леса и Скалистые горы.

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Dorei пишет: Зато е..

Dorei пишет:

Зато есть пустыни, орегонско-вашингтонские леса и Скалистые горы.

В СССР тоже были пустыни (например Кара-Кум), сибирские леса и гор тоже выше крыши.

"Горное обрамление на Ю. и В. страны образуют различные по высоте и простиранию горные системы. К Ю.-З. и Ю. от Восточно-Европейской равнины расположены Украинские Карпаты, Крымские горы и горы Кавказа. Вдоль государственной границы на территории Средней Азии протягиваются Копетдаг, Памир, Гиссаро-Алай и Тянь-Шань. Джунгарский Алатау и Тарбагатай, разобщённые Сасыкколь-Алакольской котловиной, а также Зайсанская котловина отделяют от гор Средней Азии пояс гор Южной Сибири — Алтай, Кузнецкий Алатау, Западные и Восточные Саяны, горы Тувы, Прибайкалья и Забайкалья.

На С.-В. СССР выделяется обширная Верхояно-Чукотская горная область — Верхоянский хребет, хребет Черского, Колымское и Чукотское нагорья, Юкагирское плоскогорье. На юге Дальнего Востока простираются системы хребтов Тукурингра — Джагды, Буреинского и Сихотэ-Алиня. Крайние восточные звенья горного пояса СССР составляют горы Корякского нагорья, полуострова Камчатка, Курильских островов и острова Сахалин. В этой области рельеф СССР максимально контрастен: колебания высот достигают почти 15 км (глубина Курило-Камчатского жёлоба до 9717 м, высота Ключевской Сопки на полуострове Камчатка — 4750 м). Амплитуды высот в пределах древних горных систем окраинного пояса доходят до 5—7 км; в пониженной, преимущественно равнинной, части территории СССР они измеряются десятками, реже сотнями м. Самая высокая точка Советского Союза — пик Коммунизма на Памире (7495 м), наиболее низкая — во впадине Карагие на полуострове Мангышлак (—132 м)".

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Петрович пишет: Ну ..

Петрович пишет:

Ну а какой процент территории США составляет вечная мерзлота

А какой процент от территории СССР составляют сами США?

Поработал на передачу - переходи на приём

Владыка Континентов
Цитата

Петрович пишет: Ну ..

Петрович пишет:

Ну а какой процент территории США составляет вечная мерзлота и как там развита сеть жд?

Я это и хочу сказать. Нельзя сравнивать огульно, без учёта поправок минимум на географический и НТП факторы.

Фактор НТП применительно к паршевскому выражается в том, что влияние паршевского уменьшается с развитием НТП. На простом примере — центр. отопление сложно и дорого, но печное дороже, жд транспорт дороже морского, но санный дороже несравнимо.

И кстати о санитарных знаниях — полагаю, за ПМВ в них произошёл огромный прогресс.

И кстати ещё — жд позволяют доставлять помощь в голодающие районы, и вообще отличиям несть числа. И несмотря на всё это голоды в 20-30е гораздо суровее.

Леший пишет:

А ведь был еще, к примеру, страшный голод 1911 г.

Ладно, скажите, а в чём Вам видится вина Николая 2 и Его Правительства в неурожаях (только не надо опять про Кшесинскую, по кр. мере без статистики отн. расходов на роскошь — тем более при Николае с ней вряд ли что изменилось, а до Катьки вообще далеко:))

Отказ же от экспорта хлеба невозможен при задаче наверстать отставание в промышленности.

Леший пишет:

страшный голод 1911 г. (умерло, как утверждается, около 2 млн. чел.).

Цифра ровно ни о чём не говорящая (также как чсло скончавшихся в Петербурге 9 января 1905г. например).

Леший пишет:

врач-публицист

Подозрительная профессия:))

Вот скажите, ну почему в мало-мальски известной культуре — литературе, живописи — нет о голоде ничего. Представьте, себе хоть Блока, увидевшего Поволжье в 20е, матерей, кормящих одних детей другими. Господи, да у него бы крыша невесть куда поехала!

А уж как бы коммунисты обрадовались, если бы нашли что-то подобное — но нет ничего.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: И ..

Lankaster пишет:

И несмотря на всё это голоды в 20-30е гораздо суровее.

ну в 21-м году у нас с работой жд фигово было...

Lankaster пишет:

Отказ же от экспорта хлеба невозможен при задаче наверстать отставание в промышленности.

тогда и соввласть в голоде начала 30-х ха это не обвинятйе...

Владыка Континентов
Цитата

Sergey-M пишет: тог..

Sergey-M пишет:

тогда и соввласть в голоде начала 30-х ха это не обвинятйе

Отчасти согласен, но она всё же палку перегнула. А отделные ее представители в 20е возможно и сознательно организовывали голод, с прежними несравнимый. Что говорить, если сам Ленин приказывал "очистить уезд от излишков хлеба дочиста". К тому же у умирающих от голода людей зерно отбиралось внеэкономически.

Кстати, скажите, а рассказы про "социализацию женщин" это тоже правда?

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Sergey-M пишет: ну ..

Sergey-M пишет:

ну в 21-м году у нас с работой жд фигово было

Тоже Николашка виноват?

Поработал на передачу - переходи на приём

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Curioz пишет: Тоже ..

Curioz пишет:

Тоже Николашка виноват?

виновата гражданская война, не красными развязанная....

Lankaster пишет:

Что говорить, если сам Ленин приказывал "очистить уезд от излишков хлеба дочиста".

вот сами пишите -"от излишков", где тут голод?

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: Во..

Lankaster пишет:

Вот скажите, ну почему в мало-мальски известной культуре — литературе, живописи — нет о голоде ничего.

Тогдашний менталитет "общества" был таков. В той же Англии только Диккенс писал об ужасном положении английских рабочих. Все остальные писатели писали о чем угодно, но только не об этом. Когда Верещагин осмелился на своих картинах изобразить погибающих солдат, "общество" ответило ему дружным неприятием, поскольку изображаемая Верещагиным изнанка войны никак не подходила для тогдашнего "гумманного" мировозрения. Даже Александр III сам побывавший на войне и видевший там такое, что впоследствии заставило его из "ястреба" стать "миротворцем", и тот отозвался о Верещагине и его творчестве примерно так: "Он либо сумасшедший, либо последняя скотина" (фраза не точна, передаю только ее смысл).

Первым кто посмел открыто заявить о том, что русская деревня буквально загибается от голода был Лев Толстой. И именно это принесло ему (а не его писательские труды и "простонародный образ жизни) принесли ему колоссальную славу среди крестьян.

Еще в середине XIX cтолетия о голоде было невозможно даже заикаться.

Вот, к примеру, воспоминания известного помещика и владельца знаменитого хрустального завода С. И. Мальцева:

"Тогда также случались неурожаи, но о них могли знать лишь министры да разве сама голодающая масса. "Я тогда, — говорил генерал Мальцев, — представил проект обеспечения народного продовольствия. Император Николай Павлович весьма сочувственно отнесся к проекту, и я решил напечатать его, но ни одна типография не согласилась взять мою рукопись для набора..." Генералу "удалось напечатать свой проект только благодаря покровительству принца Петра Георгиевича Ольденбургского".

(См. Неделя, 19 апреля 1892 г. э 16.)

В 1892 г. (когда было напечатано это интервью) говорить о голоде стало можно, но вот изображать его на картинах или отражать в литературе было нельзя (это считалось "неприличным").

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Владыка Континентов
Цитата

Леший пишет: Тогдаш..

Леший пишет:

Тогдашний менталитет "общества" был таков.

Но у Некрасова или Репина, на говоря о Чернышевском, народниках — менталитет был вполне подходящий.

Некрасов о народной нужде писал, но голодных смертей у него нет. Написавший же "Бурлаков на Волге" не остановился бы перед голодом, и вообще нельзя представить жизнь "общестава" 19-20вв, понимая под ним и демократов-петрашевцев всяких, не замечащего голодную смерть чуть ли не миллионов людей.

Вот когда при Советах была такая катастрофическая ситуация, о ней говорили и сопереживали по всей стране, да и в мире.

Леший пишет:

Когда Верещагин осмелился на своих картинах изобразить погибающих солдат

Это эстетически несколько другое.

Леший пишет:

Первым кто посмел открыто заявить о том, что русская деревня буквально загибается от голода был Лев Толстой.

А не сложно цитату, в каких формах он это описывал. Может лишь как беспросветную нужду, тяжёлую работу, жизнь впроголодь, но не голод буквально.

Sergey-M пишет:

виновата гражданская война, не красными развязанная....

То есть "превратить империалистческую в гражданскую" в 1914г. марсиане придумали?

Sergey-M пишет:

вот сами пишите -"от излишков", где тут голод?

"Дочиста".

И ещё, — как я писал, при всём мом неодобрении действий Столыпина, ведь после его реформ любая желающая крестьянская семья могла получть землю и подъёмные и стать крепкими хозяевами в Сибири.

Так и предтавляю себе, значить, помариют крестьяне от голода, а от этого дела всё равно отказываются..

Нет, с насиженных мест, родной деревни срыватья не все хотели, и для иных значит и голод был не настолько силён чтобы заставить.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: Но..

Lankaster пишет:

Но у Некрасова или Репина, на говоря о Чернышевском, народниках — менталитет был вполне подходящий.

Вы Чернышевского читали? Менталитет у него как раз "идеалистично-гуманитарный".

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: ед..

Lankaster пишет:

едь после его реформ любая желающая крестьянская семья могла получть землю и подъёмные и стать крепкими хозяевами в Сибири.

но почему то треть из этой райской сибири вернулась назад, в европейскую часть россии...

Владыка Континентов
Цитата

Что как минимум гово..

Что как минимум говорит о том, что не всё в оной ЕР было так мрачно:)

И подозреваю, что многими возвращенцами руководили духовные, моральные, а не экономические, соображения, тянуло их в свою деревню и на русскую природу.

Поэтому, как говорил, я и неодобряю в целом реформы Столыпина и его попытки разрушить общину. Но факт, что "новую жизнь" мог начать любой желающий.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: Чт..

Lankaster пишет:

Что как минимум говорит о том, что не всё в оной ЕР было так мрачно:)

или что в сибири не все было так кудряво....

Сотрясатель Вселенной II ранга
Цитата

Леший пишет: Тогдаш..

Леший пишет:

Тогдашний менталитет "общества" был таков

Менталитет был как раз либерально-критический и энциклопедия Брокгауза и Ефрона лучшее тому подтверждение.

Sergey-M пишет:

виновата гражданская война, не красными развязанная

А ВМВ развязал не Гитлер, а поляки, англичане и СССР. Зачем сопротивлялись? Никакой войны бы и не было...

Леший пишет:

Первым кто посмел открыто заявить о том, что русская деревня буквально загибается от голода был Лев Толстой

Понимаете, коллега, Лев Толстой — это во многих отношениях что-то типа Новодворской XIX века. Воспринимать его писания вот так всерьёз я бы не советовал...

Поработал на передачу - переходи на приём

Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Curioz пишет: А ВМВ..

Curioz пишет:

А ВМВ развязал не Гитлер,

кто там у нас царя-батюшку свергнул? большевики? большевики куда то вторгались или " 14 держав" на советскую россию наехали?

Владыка Континентов
Цитата

Sergey-M пишет: Пон..

Sergey-M пишет:

Понимаете, коллега, Лев Толстой — это во многих отношениях что-то типа Новодворской XIX века. Воспринимать его писания вот так всерьёз я бы не советовал...

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Curioz пишет: Мента..

Curioz пишет:

Менталитет был как раз либерально-критический и энциклопедия Брокгауза и Ефрона лучшее тому подтверждение.

Ну надо же! В русском "имперстве" Брокгауза и Эфрона уже упрекали. А теперь еще и в "либеральном критицизме" обвиняют!

К тому же упоминание о чем либо, это не описание этого явления. Вопрос упоминания голода в дореволюционных изданиях и отсутствие описания его это как вопрос секса в СССР. Все знали, что детей не в капусте находят. Более того, в книгах и фильмах иногда даже (о ужас! ) обнаженную женскую натуру показывали. Но вот художественного описания самого процесса полового соития вы нигде не найдете. И что же, означает ли это, что в СССР секса не было? И что детей женщины зачинали от простого поцелуя?

То же самое было в царской России с голодом. Все знали что он есть и писали об этом, но вот давать картинки с изображением людей-скелетов или описывать людоедство это было все равно, что в советские времна (до Горбачева) подробнейшим образом описать сам "эротический процесс".

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Владыка Континентов
Цитата

Леший пишет: То же ..

Леший пишет:

То же самое было в царской России с голодом. Все знали что он есть и писали об этом, но вот давать картинки с изображением людей-скелетов или описывать людоедство это было все равно, что в советские времна (до Горбачева) подробнейшим образом описать сам "эротический процесс".

Не веритсо. Некрасов, Репин, народники и прочие неописывающие людоедство — это знаете, всё равно что Ксюша Собчак, говорящая о чём угодно кроме секса.

Вы понимаете что сейчас утверждаете? — что наши предки на протяжении веков были людоедами

Блин, а вдруг сюда Игрок зайдёт, и пойдёт в МК и "Таймс" "правда":((

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Владыка Континентов
Цитата

АИ -"Дубровский&..

АИ -"Дубровский":

-А ну, Васютка, нехристь, сними кошку с горящего сарая, всё тварь калорийная, а не то я самого тебя окаянного зъем!

-Та ни, тятко, пуская поджаритсо.

И урядника чтобы съели, а потом Машиного мужа.

А уж как на Достоевском можно отыграться

ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ, ИЛИ НА БЕЛОК ТОЖ ПРАВО ИМЕЮ???

ЗЫ: Вот тока щаз придёт Ден и станет говорить о белогвардейской безнравственности

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: Не..

Lankaster пишет:

Не веритсо. Некрасов, Репин, народники и прочие неописывающие людоедство — это знаете, всё равно что Ксюша Собчак, говорящая о чём угодно кроме секса.

У Вас какие-то альтернативные Некрасов и Репин. Некрасова я читал и представить его описывающего людоедство не могу. И тем более Репина.

Да и сравнивать их с Собчак я бы постыдился. Слишком разные уровни. Так же, как стыдно сравнивать Толстого с Новодворской. Во-первых, Лев Толстой действительно неплохой писатель (хотя его "Войну и мир" я ниасилил, но вот рассказы и "Кавказский пленник" прочел с удовольствием). Во-вторых, патриотизм Толстого сомнения не вызывает (сейчас об этом мало кто помнит, но многие современники считали Льва Толстого консерватором).

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Владыка Континентов
Цитата

Леший пишет: Некрас..

Леший пишет:

Некрасова я читал и представить его описывающего людоедство не могу.

Соглашусь — знаете почему? Потому что в его мире такое было невозможно и непредставимо.

Некрасов просто самый близкий из безконечно далёких. Битьё кнутом женщины, плохо помню, но вообще народные страдания он описывал и провозглашал своим призванием.

Кстати, можно ещё пушкинского "Пугачёва" вспомнить — там жестокостей хватает, но не таких. И "Бульбу", правда, это Малороссия.

Леший пишет:

вопрос секса в СССР. Все знали, что детей не в капусте находят. Более того, в книгах и фильмах иногда даже (о ужас! ) обнаженную женскую натуру показывали. Но вот художественного описания самого процесса полового соития вы нигде не найдете. И что же, означает ли это, что в СССР секса не было?

Вот и неверно — ибо намёками, но проскальзывало. То есть без подробностей, но в принципе то что муж и жена обнимаются и т.д. было. Я уж не говорю об описаниях немецких насильников и тд.

Кроме того, табуированнная тема вовсю развилась в фольклоре, что культуролог. неизбежно.

Так что аналогия была бы, если б о РИ источники говорили про людоедство, но без подробностей вроде вкуса печёнки там.

Тем более того же "Робинзона" все читали тогда и ничего.

Кстати, помнится, перед самой ПМВ в Питере нашли "расчленёнку" и это вызвало полнейший шок.

Коллега, извините, Ваша позиция начинает терять адекватность, до сих пор ей свойственную. Вы одумайтесь а.. до такого, говорю, даже Новодворская и ко не дошла.

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

Lankaster пишет: пе..

Lankaster пишет:

перед самой ПМВ в Питере нашли "расчленёнку" и это вызвало полнейший шок

Это Вам помнится неправильно. Такие трупы были характерны для больших городов, поскольку бытовые убийства возможности вынести труп не давали. Описал особенности тактики расчлененки ЕМНИП, в 1907, Вейгарт.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

ымы
Сотрясатель Вселенной I ранга
Цитата

ымы пишет: Описал о..

ымы пишет:

Описал особенности тактики расчлененки

КХМ...

Тактики расследования, конечно.

Детство - это время, когда не думаешь матом...

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

Lankaster пишет: та..

Lankaster пишет:

табуированнная тема вовсю развилась в фольклоре, что культуролог. неизбежно.

О чем и пишут исследователи русского фольклора.

Некоторые мотивы колыбельной М. Н. Мельников выводит по теории социального отражения, например, постоянный, по мнению автора, крестьянский голод определяет частоту мотива еды, крестьянские мечты выливаются в мотив яркого одевания и покупок, крестьянские суеверия ("А дальше — темнота, населенная сверхсуществами") — в мифологические образы.

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Леший
Грандмаршал и Действительный тайный советникъ от альтистории
Цитата

А вот что пишет не ..

А вот что пишет не "революционер" Толстой, а самый что ни на есть консерватор Николай Лесков об отношении "высшего общества" к умирающим от голода крестьянам:

"Алымов был очень скуп и из-за скупости будто бы и не женился, а только
все сватался и на жениховском положении ездил из одного помещичьего дома в
другой, заставляя принимавших его хозяев кормить его, с кучером, казачком
Валеткой, тройкою лошадей и легавою собакою, которая называлась "Интендант".
Она была замечательна тем, что везде умела отыскивать съестные припасы и
везде их очень ловко крала. У Алымова, так же как и у нас, в этот год не
уродилось в полях ничего, и надо было купить ржи, чтобы засеять озимые поля
— свои и крестьянские.
Это требовало больших расходов, и притом это была такая надобность,
которой нельзя было отвести: но Алымов, однако, с этим справился: он уехал
из дома в самый сев и возвратился домой "по грудкам", когда земля уже
замерзла и была запорошена мелким снегом. А чтобы не нести покор на своей
душе, что он бросил крестьян на жертву бескормицы, он их утешил:
— Братцы! — сказал он "своим людишкам" по возвращении, — я об вас
хлопотал — хотел найти озимых семян, да не нашел; но вы как-нибудь
перебьетесь. Не правда ли? Я нашел отличные семена яровой ржи и купил целых
десять четвертей. По осени их везти неспособно было из Дмитровки, а теперь
готовьтесь: как санный путь встанет — поезжайте на пяти подводах, берите по
две четверти на лошадь и привозите домой, ссыплем в один мой амбар, а по
весне, что бог даст, — запашем и засеем все земли — мои и ваши, и будет
чудесно... не правда ли?
Мужики отвечали: "Может, и правда!" А сами подумали: "Верно, брешет, —
верно, что-нибудь крутит, шишимора!" — однако поехали и яровую рожь
привезли.
А какая она такая будет и годится ли — то им было неведомо, и потому
они делали все это с неудовольствием.
Прибыли на двор, выпрягли лошадей и оставили рожь на санках — ссыпать
было поздно.
А когда пришли ссыпать на другой день, то увидали нечто необыкновенное:
господин их захотел божье зерно все перепортить.
Алымов начитал в "Трудах Экономического общества" что-то необыкновенное
о "навозной жиже", в которой рекомендовалось мочить семена и потом их
высушить, и от посева таких семян урожай бывает отменный.
Шишймора сейчас же устроил у себя на скотной избе ящик, величиною в два
больших корыта, — навел там жижицы на мешаном конском и ином помете и велел
в нем "зерно макать да просушивать" и тогда только в амбар ссыпать.
Затея эта мужикам очень не понравилась и показалась глупою, а оттого и
руки у них не поднимались, чтобы "добро незнамо в чем мочить"; но делать
было нечего — власть господская выше, и мужики своему "шишиморе"
повиновались, все помочили, обсушили и ссылали, — амбар заперли и ключ ему
принесли и у самых образов на стенку повесили. А шишимора сейчас же опять
велел заложить свою тройку в сани, взял казачка Валетку и собаку
"Интенданта" и поехал свататься на целую зиму. И выезд этот он производил с
повсеместным успехом, которому очень помогала его "продувная штука", "как он
оплел мужиков".
Оплетение же заключалось в том, что яровая рожь, припасенная на семя,
была "припоганена" посредством замачиванья ее в навоэной жиже и что теперь
за эту рожь уже бояться нечего, так как мужики ее, "поганую" от мочки в
навозе, на снедь уже не украдут.
— А что же они зимой будут есть? — спрашивали майора.
— Сделайте вашу милость! — отвечал Алымов, — об них, пожалуйста, не
беспокойтесь! Они свое дело знают. Но я их, впрочем, так не оставляю: я им
сказал: "Братцы! ведь это всего только до весны... вы до весны как-нибудь
перебейтесь!" Они, не беспокойтесь: они перебьются!
И всем это казалось очень забавным: люди с воображением представляли
себе — как там у него мужики придут к амбару, где ссыпана рожь, моканная в
навозной жиже, и понюхают они, чем пахнет, и увидят, что рожь есть, а есть
ее нельзя... Вот и смех! не правда ли? — вот они и пойдут прочь и
"как-нибудь перебьются".
Этого человека не презирали и не порицали, а, напротив, находили его
шишиморский поступок очень забавным и продолжали всюду принимать Алымова и
кормить его. Но мы теперь оставим майора путешествовать из дома в дом, а
сами посмотрим, как обходились и что выдумывали те, кому было предоставлено:
"как-нибудь перебиваться".

Вот после прочтения таких слов как-то уже не удивляет отсутсвие описаний людей-скелетов в тогдашней русской литературе. Этих тварей (а иначе тогдашнее "благородное сословие" и не назовешь после такого) мучения собственного народа нисколько не волновали.

А вот и собственно людоедство:

Перед рождеством христовым прошла молва, что началось людоедство.
Известно, что и в 1892 году в деревнях об этом пробовали говорить; но теперь
писаря и старшины читают газеты и знают, что о таких событиях пишется, а
потому ложь скоро опровергается; но тогда было другое дело. Пришел кто-то
откуда-то и стал сказывать, будто бы с отчаяния и с голоду люди убивают
других людей и варят их в золовых корчагах и съедают. По преимуществу такие
проделки приписывали матерям, которые будто бы, делали это из сострадания.
Глядит-глядит будто бы мать на своих детей, как они мучатся голодом, и
заманит к себе чьего-нибудь чужого ребенка, и зарежет его, и сварит, и
накормит своих детей "убоиной". Указывали даже очень недалекие селения, где
будто наверное совершились все такие происшествия, и описывали подробности
этих случаев. Так, в одном селе, которое было от нас в десяти верстах, одна
баба будто бы долго терзалась, глядя на томление умиравших от голода четырех
детей, да и говорит им с вечера в потемочках (огня в деревнях тогда многие
по бедности "не светили"):
— Спите, детки мои, голубяточки, и если вы спать будете, то я вам
завтра сварю убоинки.
Старшая из детей этой бабы уже понимала нужду своего бедного житья и
говорит:
— Где же ты, мамка, возьмешь нам убоинки? А мать отвечает:
— Это не ваше дело: вы уже только засните, а я побегу либо у
кого-нибудь выпрошу, либо впотьмах у волка вырву.
Девочка и раздумалась о том, как мать будет впотьмах у волка из зубов
мясо вырывать, и говорит: — Страшно, мамушка! А баба отвечает:
— Ничего ие страшно: спите! Вот как вы не спите да голосите, так мне
это гораздо страшнее! А было это как раз в сочельник.
Дети же у бабы были погодочки — все мал мала меньше: старшей девочке
исполнилось только пять лет, а остальные все меньше, и самый младший
мальчишка был у нее у грудей. Этот уж едва жил — так он извелся" тянувши
напрасно иссохшую материну грудь, в которой от голода совсем и молока не
было. Очевидно, что грудной ребенок неминуемо должен был скоро умереть
голодного смертью, и вот на него-то мать и возымела ужасное намерение, о
котором я передам так, как о нем рассказывали в самом народе. Как только
баба обманом угомонила детей и ее старшие ребятишки уснули с голодным
брюхом, она взяла своего грудного мальчика, дрожавшего в ветошках, положила
его к себе на колени и дала ему в ротик грудь, а возле себя положила на стол
хлебный ножик. Изнуренный ребенок, несмотря на свою усталость, взялся за
грудь, но как молока в груди не было, то он только защелкал губенками и
сейчас же опять оторвался и запищал... Тогда мать пощекотала у него пальцем
под шейкой, чтобы он поднял головку, а другою рукою взяла нож и перерезала
ему горло.
Убив дитя, она будто сейчас же положила его в ночвы, а потом разняла на
части, посовала в горшок и поставила в печку, чтобы мясо сварилось, а
"утробку" на загнетке в золе сожгла, и ночвы и стол вымыла, и тогда побудила
старшую девочку и сказала ей:
— Вот тут, в печи, стоит горшок — варится... В нем, гляди, для вас
полно убоины... достаньте его и все мясушко съешьте, ничего не оставляйте.
Слышишь ли?
Девочка говорит:
— Мамушка родная! ты зачем же одна в кусочки пойдешь, когда у нас
убоинка варена! Съешь убоинки! Но мать только побледнела и руками замахала:
— Нет, — говорит, — я не хочу — вы одни ешьте! — и с этим толкнула
дверь ногой и ушла.
А девочка сейчас же высунула емками горшок из печи, перебудила — своих
младших, — сели за стол и начали есть.
И всего своего братца они съели бы без остаточка, но только кому-то из
них к концу стола попалась нераскинувшаяся в кипятке ручка или ножка
ребенка, и они по этой ножке или ручке узнали, что едят "человечину"...
Тут они бросились бежать вон из избы, но только что отворили дверь, как
смотрят — мать их в сенцах висит удавившись, подцепив веревку за решетину в
снятой крыше.
В другом же селе вышло будто дело еще страшнее: там будто бы "внучки
съели свою бабушку".
Обе эти новости принес в деревню и рассказывал всем на удивленье и на
страх сухорукий Ефим, у которого было особенное, очень приятное положение.
Его называли "прощенник", потому что он когда-то, еще при прежних господах,
сделал очень большой грех: украл и один, ни с кем не поделясь, съел целый
артос, и за это он был три года скорчен, но потом госпожа ездила куда-то к
святыне и возила этого Ефима с собой, и он там исцелился. "Бог его простил":
корча от него была отнята, но для памяти о его грехе у него рука усохла, так
что работать ему было невозможно. С тех пор Ефим не жил оседло, а все ходил
по святым местам, "молился и презвищал". Ефим был мастер рассказывать, но в
основе его рассказов часто бывало много вздора, и врал он, ничем не
стесняясь, как будто ему и не было прощения. Точно так же он наврал и о
сваренном ребенке и о старухе, которую съел и внучки. Но наврал он не все от
своего ума, а взял нечто и от других людей, среди которых оба эти рассказа
сложились эпически и в основу их фабулы легли некоторые действительные
происшествия, которые в их натуральной простоте были гораздо более ужасны,
чем весь приведенный вымысел с Ефимовой раскраской.

Николай Лесков "Юдоль".

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Владыка Континентов
Цитата

постоянный, по мнени..

постоянный, по мнению автора, крестьянский голод определяет частоту мотива еды

Не замечал, чтобы в русских сказках это был особенно частый мотив. Присутствует, конечно, поскольку у крестьян это основной продукт..

крестьянские мечты выливаются в мотив яркого одевания и покупок,

Да, в МСК значит щаз голодуха почти как в Нице

Леший пишет:

крестьянские суеверия ("А дальше — темнота, населенная сверхсуществами") — в мифологические образы.

А это к чему? Сверхсущества в любых мифах есть.

Кстать, "про это" в СССР тут диафильмец вывешивали...

Ты, Генацвале, покинул Гори,
Так почему же не пьёшь от горя?
Нет горя? -
Тогда почему не пьёшь?

Ответить