По просьбе ув. Пойташа "Демографический портрет планеты в 2100" ¶
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЛАНЕТЫ В 2100 году.
К 2100 году население Земли сократилось с 6034 миллионов в 2000 до 500 миллионов в результате эпидемии СПИДа, а также сокращения рождаемости и старения населения в ряде регионов (Япония, Европа, Северная Америка). К 2100 году эпидемия СПИДа пошла на спад в результате ряда противонаправленных тенденций: с одной стороны более быстрого сокращения продолжительности жизни носителей вируса ВИЧ, с другой – для ряда человеческих популяций вирус стал безвредным. Старение населения привело к почти поголовному вымиранию целых этносов (в основном относящихся к западной цивилизации) и смене их новыми этносами мигрантов из других регионов планеты.
Население распределялось по регионам следующим образом:
Австралия и Океания – 2,6 млн.
Ближний Восток – 46,2 млн.
Восточная Азия – 163,6 млн.
Евразия (в границах СНГ) – 11,4 млн.
Европа – 74,3 млн.
Карибские Острова – 2,2 млн.
Латинская Америка – 50,5 млн.
Северная Америка – 19,2 млн.
Тропическая Африка – 12,6 млн.
Южная и Юго-Восточная Азия – 117,4 млн.
В Китае – самой крупной по населению стране мира проживает 140 млн. человек.
Если не считать ряда районов Африки Северной Америки и Евразии, где население исчезло совсем, практически все территории населены, за исключением радиоактивной пустыни между Нилом и Евфратом (специалисты пришли к обоснованному выводу, что заселение этих территорий без вреда для жизни человека возможно только через 2000-2500 лет – в зависимости от скорости полураспада радиоактивных элементов) и очагов радиоактивного заражения в Иране и на Аравийском полуострове. Внутри регионов также существенно изменилась группировка населения – ряд густонаселенных в прошлом регионов опустел, а другие, наоборот, сконцентрировали в себе значительно большую долю населения, чем ранее. Однако нигде население не превышает показателей начала ХХI века, учитывая общее сокращение человеческой популяции в 2040-2100 на 93,6%.
Понятие «городское население», которым оперировали демографы прошлых веков (особенно в XVIII-XX вв) как таковое исчезло в первой половине XXI века. Этому способствовал ряд факторов, и, прежде всего, дисперсное расселение населения городов – бывших индустриальных центров, когда отпала необходимость в концентрации больших масс людей вокруг гигантов индустрии. Также сыграло роль гораздо более быстрое вымирание городского населения от СПИДа, и – в первые четыре десятилетия века – ряд продовольственных кризисов и нехватка энергоресурсов. Достаточно стандартной единицей расселения во второй половине века стал хутор (англ. Hamlet), распространенный повсеместно в обеих Америках, Европе, Евразии и Австралии. Население таких хуторов составляет в среднем 30-40 человек, энергообеспечение поддерживается системой ветряных двигателей, большая часть необходимых продуктов питания выращивается в окрестностях (экономическая зона среднего хутора не превышает обычно 15-20 квадратных километров), передвижение в зоне экономических интересов осуществляется обычно на лошадях (как правило, верхом – этот способ передвижения не требует столь существенных капиталовложений, как, например, добыча нефти или газа), связь с остальным миром поддерживается через сеть Интернет. Общины хуторов практически замкнуты и редко практикуют прямое общение с обитателями соседних поселений, хотя при этом существует бродячая среда, являющаяся переносчиком дополнительной информации, дефицитных товаров и болезней. В Азии, Южной Европе и Африке сохранились традиционные сельские поселения. Однако ряд крупных городов сохранился. Это, прежде всего Гонконг и Сингапур, которым принадлежит господствующая роль в экономике Азии и Тихоокеанского региона. Некоторую роль играет и Чайнтуан (китайское название бывшего Лос-Анджелеса). Однако население этих городов неизмеримо меньше, чем в первом десятилетии минувшего века, и нигде не превышает 1 млн. человек.
В XXI веке существенно изменился расовый состав населения планеты. Если в 2000 году негрская раса (включая переходные эфиопские и суданские типы) составляла 10% населения, то к 2100 численность соответствующих расовых типов упала до 4% (20 млн). Значительная часть представителей негрской расы (7 млн. человек) обитает в Новом Свете (недавно появилась даже экстравагантная теория, согласно которой первоначальная родина африканских негров – Карибский регион, Гвиана и юг бывшего США, откуда их завезли на африканский континент в результате создания растафарианской империи в XIX веке и ее визави – Республики Либерия). Удельный вес желтых и переходных рас Восточной и Юго-Восточной Азии почти не изменился, а вот внутри большой белой расы также произошли существенные изменения. Нордическая раса исчезла в Северной Америке и сохранилась на Европейском континенте в качестве реликтов – в Скандинавии и кое-где в селах бывшего Русского Севера. Южные типы белой расы – средиземноморский, арменоидной и памиро-ферганский продвинулись на север, а динарская раса – в связи с расширением Албании – усилилась на Балканах. В Латинской и Северной Америке уже практически сформировалась новая – латиноамериканская раса, сочетающая в себе черты средиземноморской белой, индейских рас доколумбовой Америки и ряда негрских рас (если все-таки допустить правоту теории американской автохтонности негров, хотя бы в результате доколумбовых миграций).
Еще более изменилась религиозная карта мира. Христианство практически исчезло в Европе под натиском ислама, хотя католицизм сохранился в Ирландии и в Белой Руси (на территории бывших Польши и Литвы). Католики-албанцы проиграли борьбу за власть в 2071 году, и массово мигрировали в Тюркишстан, чье правительство расселило их на границе с враждебными эмиратами Рейна, но в результате непрекращающихся войн с Усаммой аль-Брюсли их поселения были разрушены, а сами албанцы-католики (скадары) рассеялись по Европе. Лютеранские общины сохранились в странах Скандинавии и Белой Руси (бывшие Латвия и Эстония), а также в недоступных зонах Альп. Православие сохраняет определенную роль в Приднестровье и Белой Руси, но не играет практически никакой роли в общественной и политической жизни. Православной империей провозгласила себя Саха. Большинство религиоведов относит синкретические верования населения латиноамериканских стран от Датройта до Патагонии к разновидности католицизма, но этот католицизм никак не связан с центром папской власти в Ченстохове под охраной Белой Руси. В мусульманских государствах Южной и Западной Европы местные христианские общины малочисленны, быстро уменьшаются и их трудно идентифицировать по конфессиональному признаку. Скорее всего, они относятся к т.н. христианскому гуманизму и поклоняются, помимо распятья, голубому флагу с двенадцатью звездами. Сербские эмигранты из Албании в середине века перебрались на Северский Донец и сыграли значительную роль в сдерживании кабардинского натиска под Ростовом. В Азии крупными центрами христианства остаются Филиппины и Южная Корея. Христианской продолжает оставаться Австралия, особенно после введения абсолютного запрета на иммиграцию в 2053 году. Христиан немало и на Новой Зеландии, хотя джедаи составляют более половины ее 100-тысячного населения. В Северной Америке после распада США и образования на пространстве от Юкатана до Великих Озер 29 преимущественно испаноязычных государств протестантизм переживает кризис и распад. В сущности, только мормонское государство в Скалистых Горах – Юта может считаться классическим протестантским и сохраняет многие традиции бывшего американского образа жизни (включая двоеженство; проблема двоеженства в культовой практике мормонов и прочих американских протестантов получила свое освещение в фундаментальной работе Мигеля Анхелоса-и-Флориды, где он приводит в качестве основного доказательства признание вдовы одного из президентов бывшего США – Х.Клинтон, опубликованное в ее посмертных мемуарах, однако вопрос представляется далеким от разрешения, поскольку значительная часть протестантов Среднего Запада двоеженство категорически отрицает, тем более в культовой практике). Отдельные христианские общины сохранились в Северной части бывшего США и Канаде, где они безуспешно воевали с Квебеком (Квебек представляет индейское франкоязычное государство в восточной части бывшей Канады, сохранившее культурные традиции заатлантической Франции конца II тысячелетия н.э.) Это очень замкнутые общины, с большим трудом контактирующие с окружающим миром, в т.ч. с исследователями. Последнее крупное восстание под лозунгом «Пришел Судный Час, Америка!!!» американские протестанты подняли в 2091 году. Оно было разгромлено объединенными силами испаноязычного Датройта и Блэклэна в регионе Новой Англии (столица Лютер-Кинг – бывший Вашингтон). На Континентальном Конгрессе 2099 года в Каракасе подтвержден запрет на деятельность террористических группировок протестантов: Армии Американского Образа Жизни, Города-на-Холме, Морской Пехоты Бога, Стражей Армаггедона, Христиан Грядущей Америки и других. Известно, что в среде американских протестантов категорически запрещено употребление кофе, чая, женских украшений, а также возбраняется участие в азартных играх и покупка лотерейных билетов, что резко выделяет их на фоне испаноязычного населения Северной Америки.
Ислам господствует на Ближнем Востоке и в большей части Европы. Также он распространен на Кавказе, в Средней Азии (под властью Саха) и в Индонезии. Общая численность мусульман всех течений оценивается в 160 миллионов (32% населения Земли). Шииты преобладают в Азербайджане, Басре, Хорасане, Афганистане, Омане, Западном и Восточном Курдистане, а также в Южной части Албании, в некоторых рейнских эмиратах и на Сицилии, где шииты пришли к власти после 12-летней борьбы с ваххабитами (сицилийские шииты в 80-х гг. века завоевали Пиренейский полуостров, и как полторы тысячелетия назад встретили наиболее активное сопротивление лишь в горных регионах басков). Сунниты – в остальной части исламского мира, но кое-где заметную роль начинает играть ахмадийе. Китай депортировал мусульманское население из Синьцзяна в середине века, а большая часть хуэй вымерла от СПИДа, которым их преднамеренно инфицировали власти. В Тропической Африке ислам приобрел ряд синкретических форм, но по-прежнему распространен преимущественно в Сахеле и на побережье Индийского океана. После поголовного вымирания христианского населения Эфиопии, эта территория занята выходцами из Сомали – также преимущественно мусульманами. После исчезновения Иерусалима и Мекки, разрушенных ядерными ударами, новые центры ислама не могут важное культовое значение для миллионов мусульман. Появившееся, в Европе в первой половине XXI века движение «евроислама» вступило в серьезную борьбу с традиционным мусульманством (особенно в вопросах реформы календаря, ношения женщинами хиджаба и создания нового культового центра мусульман мира в аль-Фарасе (бывший Париж). Традиционалисты обвиняют «евромусульман» в безбожии и своеобразном карикатурном возрождении талмудического иудаизма, но мусульманские правители Западной Европы вынуждены считаться с подобными настроениями. Евромусульмане более терпимы к иноверцам (например, в Аль-Бионе официально разрешена деятельность конфессии джедаев), многие из них признают культурный вклад христианской западной цивилизации в развитие человечества, хотя, разумеется, культурный и технический прогресс христианской Западной Европы в XII-XVI вв. немыслим без влияния Исламской Цивилизации. Кое-где ислам отступает: многолетние войны Татарстана и Башкортостана с Белой Русью завершились их разгромом и васализацией по отношению к Смоленску, а пришедшие из Сибири православные саха завоевали Среднюю Азию и вытеснили оттуда пуштунов (впрочем, в этой победе решающую роль сыграл Китай).
Индуизм переживает возрождение на индийском субконтиненте и во всех колониях индийцев по всему миру. Монотеистические тенденции, возникшие в колониальные времена под воздействием христиан (Вивеканда, Ауробиндо Гхош, Свами Прабхупада), сменились политеистическими традиционалистскими тенденциями. В современном мире 60 миллионов индуистов.
Буддизм сохраняется в Восточной и Юго-Восточной Азии, больше буддистов стало в Южной Америке и Приднестровье. Ламаизм после смерти последнего далай-ламы исчез, но в последние десятилетия появилось несколько новых школ, связанных с традициями тантрического буддизма.
Китайские традиционные верования сохраняются повсеместно, где живут китайцы. Экономический гегемонизм Китая в современном мире способствует популяризации китайской традиционной культуры и верований, но при этом современное коммунистическое правительство Китая является наиболее веротерпимым в современном мире и почти не вмешивается в религиозную жизнь страны
Синтоизм сохраняет статус официальной религии Японии.
Из новых религий особо стоит отметить растафаринцев, джедаев, бехаистов и толкиенистов. Эти молодые религии, возникшие в 1850-2000 гг., получили широкое распространение (особенно в последние десятилетия существования США – в рамках течений Нью-Эйдж). Однако с падением этой сверхдержавы Нью-Эйдж, не будучи связан с ее существованием теологически (как протестанты), сохранил свое влияние, а кое-где его усилил – в 2078 джедаи стали основной конфессией на Новой Зеландии.
Кое-где сохраняется реликты зороастризма, митраизма (в юго-западной Юннани), шаманизма (против которого последовательно боролись православные саха) и др. религий прошлого.
Традиционные (языческие) верования также переживают определенные ренессанс. Это и друидские полумасонские культы в Ирландии (Великий Друидский Орден был основан в 1717 году), и венедские общины в Белой Руси (в 2044 году их активисты добились придания славянскому язычеству статуса «традиционной конфессии»), и эллины среди греческих общин Аргентины, Кипра и Приднестровья, и сторонники канаанитсва – последние евреи, выжившие в ядерной войне на Ближнем Востоке. Если в XV-XIX вв. традиционные культы сохранялись где-то на периферии цивилизации, то, начиная с ХХ, происходит их возрождение в Европе и Америке по мере деградации христианства и иудаизма (некоторые религиоведы говорят об общей деградации авраамических религий, поскольку современный ислам также не избежал аналогичных тенденций). Языческие философы говорят о тупиковости пути развития авраамической цивилизации и необходимости возвращения к мировоззрению досократической натурфилософии, отрицая т.н. «осевое время», развилка которого и привела к небывалому в истории демографическому, экономическому и культурному кризису XXI века.. В ряде случаев языческие традиции начинают довлеть над иными: например, друиды монополизировали Хэллоуин и прочие ирландские национальные праздники, и в последние десятилетия именно они все больше становятся визитной карточкой Ирландии.
Господствующим языком современного мира по численности носителей является, без сомнения, китайский (142 млн. говорящих), однако в качестве языка межнационального общения в Средиземноморье преобладает арабский. Он серьезно потеснил английский, особенно после создания арабоязычного программирования в 2030 году. Английский язык стремительно превращается в мертвый язык компьютерщиков и отдельных реликтовых групп носителей в Аль-Бионе и Северной Америке, но еще играет роль межнационального языка в Юго-Восточной Азии (пинджин) и кое-где в Америке и Ирландии. Сохраняет свои позиции испанский язык в Америке. Русский язык, сильно засоренный иноязычными заимствованиями (настолько, что некоторые тексты классической русской литературы XIX века уже почти невозможно читать без глоссария), является официальным языком Крыма, Приднестровья, Белой Руси, Саха и Сахалина. Албанский язык (тоск) получил распространение от Пелопоннеса до Карпат. В Европе практически вымерли носители эстонского (осталось 58 человек на Сааремаа) и венгерского (13 человек) языков. Ряд других языков также находится на стадии вымирания (испанский, французский, немецкий). Впрочем, в Квебеке наблюдается возрождение франкоязычной культуры, и подобно тому, как уже в XIX веке большая часть португалоязычных писателей была бразильцами, в настоящее время почти все франкоязычные писатели – Кавеньян, Трюшу, Пьер Мада-Гаскар – квебекцы.
Средняя продолжительность жизни не превышает 50 лет (хотя благодаря опытам в области генной инженерии отдельные особи доживают до 150). Детская смертность – 150 на 1000 (больше всего – в Африке, меньше всего – в Японии).
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин