Den пишет:
Э-э... ну вообще-то нет. На начало 7 века прошло шесть поколений и те "ветераны" которые в например в лесной зоне восточной Европы они очень разные.
Значит под ветеранами Атиллы мы несколько разное понимаем🙂
Den пишет:
А вот почему шиловцы и Ашина - не родственники? Тем паче что вы сами пишете что
Гера пишет:
есть обкладка с драконом из "кургана Таспара" и на стеле Кюль-Тегина драконы обвивают навершие на котором выбит горный козел
... т.е. драконы и волки соседствуют? К тому же дракон вроде тотем Ашидэ - второго по знатности после Ашина клана тюркютов.
хм, а Вы навели меня на довольно интересное предположение. Об Ашидэ мы знаем, что возвысились они собственно уже во времена Второго Тюркского каганата, "государства тюрок и сиров", по всей вероятности под Ашидэ и понимается правящий род сэ-яньто с титулом иркинов. С начала, около 600 года "сикер"-чики-чигили напали на хангайских сэяньто и те частью видимо откочевали под защиту своих западных родичей в Восточный Казахстан, заметно усилив притяньшанских сэяньто. В 605 году боясь их возросшей силы Чулохань-Таман попытался вырезать всю их знать, сиры подняли восстание и сыграли в свой первый каганат кратковременно покорив "Гаочан, Чу и Яньцзы". Тун-Джабгу все таки навел какой то порядок и к 619-20му разбил сэяньто и те во главе с Инанч-иркином откочевали в ВТК к Кат Эль-кагану. Однако через несколько лет они и тут подняли востание и к 628 году в союзе с токуз-огузами фактически уничтожили ВТК. Китайцы сделали ставку на сэяньто и токуз-огузы выступали некоторое время лишь как младшие партнеры, Инанч-иркин принял имя Йенчу Бильге-каган и сиры-сэяньто стали главными в Степи севернее Китая. Тогда вполне вероятно и были воприняты от Танов драконы как знак высшей власти. Однако уже при следующем кагане всё посыпалось, да и Тайцзун понял что такой хоккей его тоже не устраивает. Была серия войн и наконец летом 646 года токуз-огузы страшно разбили сиров, устроили им резню и начали строить свой собственный уйгурский каганат. СИГ был столь суров, что начал объясняться божественным участием духов, дело дошло вплоть до переименования в кипчаки, многие бежали кто куда, сиры перестали играться в сепаратизм и снова прислонились к тюркам, далее они рука об руку восстанавливали Второй Каганат и вместе с ним окончательно исчезли.
Так вот раньше я отвлеченно думал, что шиловцы, да и скорее всего новинковцы, это круги на воде, некие племена сбежавшие от греха подальше от перечисленных выше превратностей злой степной войны за мандат, однако сейчас думаю, почему бы и нет, кто то из рода сирских иркинов Йенчу Бильге и Бачжо вполне мог бежать и далеко на Запад и принести драконов, по времени вполне совпадает, а другие остаться и под именем Ашидэ востанавливать с Кутлугом и Тоньюкуком Вторую империю
Den пишет:
принципе получается что вполне в ареале наших попаданцев через два поколения появляются если не булгары то такие интересные ребята. Скорее всего в то самое "жирное дясятилетие" о котором писал Комар. Что опять таки логично, переселения племен/кланов должны были затронуть всю степь, не не только южную ее часть с булгарами и хазарами.
Раз уж начал реконструировать, то продолжу. Именьковцы, как и турбаслинцы появляются на месте можно сказать синхронно, и есть плод перемещений ВПН, когда кто только куда не перемещался, имели некое культурно-политическое единство и явно находились под сильным постсарматским влиянием. Затем уже именно "ветераны Атиллы", самый конец 5 -первая половина 6 века, вернувшиеся из западного похода, памятники типа Коминтерново, Славкинское, и выше мной сказанные, там в принципе мог быть весь интернационал но постсарматская доминанта остается и ощущается по Каме вплоть до харинских, неволинских и даже ломоватовских памятников. Но быстро в течении века этнически растворяется в местной среде. Первые, так сказать восточные кочевники, из большой евразийской степи, это "Новосёлки" выделенные Богачевым по специфическим геральдическим поясам "агафоновского этапа" приходятся на 3 четверть 6 века и Иванов его в этом поддерживает, явно есть связь с с первыми походами тюрок на запад(геральдические пояса, как явление, вообще стали распространены имено с тюркскими каганатами). И это не угры. Первые угры, кушнаренковцы, выходят в Ик-Бельскую и Месагутовскую лесостепь лишь в последней четверти 6 века, снося и подчиняя местное финно-пермяцкое население и совершая нападения на именьковцев в том числе. В частности Казаков показывает картину таких нападений на именьковские торгово-ремесленные центры Шербеть и Девичья Гора, со следами разорений и насильственных смертей. Однако видимо какой то консенсус был вскоре достигнут, так на последних раскопках Тетюшкское-2, казалось бы так далеко на запад, Руденко были показаны следы компактного заселения в северо-западной части городища некоторого числа кушнаренковцев со своей характерной керамикой, снова затем перекрываемой именьковским слоем. То есть, даже если состоялось какое подчинение, оно случилось буквально в предыдущем поколении перед попаданцами и не повлекло кардинальных изменений в жизни оседлого именьковского населения. Далее влияние угров на данный ареал в целом идет на спад, и широко представлена чуть позже большей частью караякуповская керамика, однако по Иванову это уже некие другие угры и сама культура более поздняя, не ранее 8 века. Следующая постепенно усиливающая волна кочевников не ранее середины 7 века, его второй половины с тяготением к концу, шиловцы, новинковцы, уреньцы(скорее всего это всё разные "племена"), отдельные памятники датируются и до того, но общей культурно-этнической картины не меняют. Кардинально этнокультурная картина меняется только в районе середины 8 века. С юга приходят "салтовские" племена азово-северокавказских болгар, о причинах которых говорили выше, однако одновременно с востока усиливается присутствие угро-мадьярских племен, на них в зауральских степях постепенно всё больше начинает давить сросткинское кимако-кипчакское население потомков последних паладинов погибшего каганата, в итоге через век они заставят мадьяр уйти на запад. Но помимо этого наблюдается сильнейший наплыв чепецко-поломского лесного пермяцкого населения, под таким воздействием у именьковских разрозненных поселений просто не было шансов сохранится в прежнем виде, к тому же как предполагаю оставленных на произвол своей же военноплеменной элитой "северян" из за смены торговых маршрутов
Den пишет:
прочитал "Этнографию Турана в древности" Б.И. Вайнберг. Там по Узбою идея что он функционировал 4 век, потом иссяк и оседлое население исчезло. Но у меня это небъется по камской торговле. Рискну предположить, что в конце 6 века он снова функционировал пару поколений (может с перерывами в сухие годы), так что всерьез заново заселить берега не успели, а затем в середине 7 века, как раз накануне арабского завоевания иссяк окончательно. Тогда активные следы Бухары и Самарканда на Волге и Каме в этот период объясняются.
Всеж не понимаю отчего такая тяга именно к такому маршруту. Вот тут диссертация, там показывается весь разлет существующих мнений
http://www.science.vsu.ru/dissertations/3351/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%D0%A7%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%A2.%D0%92..pdf
serGild пишет:
это 13 городищ и 24 селища.
Насчет кунидзиса я не уверен, кушнаренковская керамика на ключевых "кустах", в устье Ижа и по Тойме, на значимый городищах Кузебаевское-1 и Благодатское, на самом крупном Елабужском городище именьковская керамика только между первым и вторым валом. Это заставляет подумать что это было небольшим "кушнаренковским" "княжеством" с поддатным именьковским населением. Но в то же время, хоть и живут широко, но сторожатся, а кого бы уграм тут боятся?
Den пишет:
Эгалитарное общество. Мы же выяснили. Только на юге сарматские наемники-дружинники-спецы на особом положении.
И тем не менее прям тут у деревни Кузебаево(№22) найден пожалуй крупнейший клад для периода, свидетельство существования и работы полноценной ювелирной мастерской согдийского мастера. Значит были уже в этом "общинном рае" воинов-пахарей, те кто чуть равнее других, желающие "чтоб всё как у людей" и могущие себе "выписать" спеца из далекой страны. Не такой представительный, но тоже говорящий как считают Богачев и Вязов со ссылкой на Морозова о работе ювелирной мастерской, клад найден на другом конце именьковского ареала на Кармалинском городище на Самарской Луке, открытый Богачевым еще студентом. Сасанидские драхмы этого клада датируются серединой 6 века, то есть перед "новосёлковским" появлением
https://www.academia.edu/21247198/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%89%D0%B5Karmaly_hillfort