Den пишет:
Это же тюрки. Вряд ли угры их с аланами путали. Надо подумать какие могут быть аланы, но при этом не сарматы и чтобы интерес для Дуло представляли... пожалуй пора воззвать к духу коллеги Геры:)
Среди башкир есть так сказать этнографическая группа "елан", одна из крупнейших и скорее всего одна из наиболее ранних, протобашкирских, есть подозрение что её упоминал еще ибн-Фадлан как неких почитателей "змей", собственно елан в тюркских так и переводится, еще бакыр-йылан, то есть медные змеи. Группа располагается на северо-западе и частично западе Башкирии, частично заходя в Татарстан, и видимо ранее была еще западнее вполне в ареале Волжской Булгарии, также имеет "отдел" идель-елан, что как бы намекает. Хозяева Медной горы Пардон, медные/бронзовые змеи явно тотемное имя, племя без изысков причисляют в составную часть раннетюркского единства когда протобашкиры еще не выделились из абстрактного огузо-кангло-кимакского массива, даже считая что "змеи" это кайы, наведшие немало шороху на Ближнем Востоке. Башкирским этнографам нравится идея родственности башкир елан и племени будущих основателей одной из величайших исламских империй в истории, не буду с ними спорить - змеи довольно популярный фольклорно-культовый общетюрский мотив, и у него много хвостов, один из которых и уже упоминаемый нами выше в теме "шиловский дракон". Меж тем это явный косплей от более раннего дотюркского ираноязычного населения евразийских степей, где драконы-змеи судя по находкам являлись как минимум инсигнией воинской силы и власти(причем больше на сармато-аланском востоке, на западе у скифов более в фаворе были львы), и похоже "Змей Горыныч Ажидахакович" был одним из главных культовых тотемных животных степных восточных иранцев и соответственно их потомков сармат и алан, у которых змеи почитаясь возможно были одним из тайных самоназваний, римские авторы также фиксируют это почитание, также иногда называя сармат "змеями", сравнивая со змеиной кожей чешую их доспехов. Но прошли века и этнолингвистическая картина поменялась, скрывать сакральное тайное имя на фоне постепенной тюркизации восточных иранцев и утери прежнего языка стало бесмысленным, а старые тотемы -покровители были демонизированны, как например Аждаха Кахкаха у башкир и Асьтаха у чувашей, подобно Ажи-Дахаке из эпоса ирано-туранского противостояния. Впрочем одно предположение вполне может и не противоречить общепринятой, восточноиранские следы в Центральной Азии вполне угадываются вплоть до монгольского времени, по Боталову уйма восточных иранцев оставалась тут и в постгуннское время и вообще весьма трудно сказать где кончаются иранцы и начинаются тюрки, те же се-яньто-будущие кипчаки как минимум на половину по происхождению саки-иранцы. Какая то группа запоздавших на востоке и практически отюреченых алан вполне могла и поучаствовать в кипчако-огузских и печенежских разборках, и наконец в башкирском этногенезе. Да и не одна, обычная картина когда множество отдельных родов и отделов под одним и тем же племенным названием кочует в совершенно разных регионах казалось бы совершенно не связанных друг с другом, такое свойство ландшафта, одни елан могли и пинками гонять врагов по Дешт-Кипчаку, другие елан еще раньше относительно мирно осесть на востоке Волжской Булгарии и стать частью башкир, известно что в субкладе N1c1 елан вместе с юрматами и мин отличаются от прочих башкирских племен(юрматы это отуреченные/обашкиренные угры, возможно венгры, мин считаются "сибирскими узбеками", но это как говорится не точно) считать ли елан аланами? твердых доказательств нет, как нет впрочем и обратного