Добавлю в копилку еще одного персонажа:
Смбат Багратуни.
Успел побывать мятежником против Маврикия, гладиатором в КолизееЦарьграде, лично победил медведя, быка и льва (современные армянские историки говорят что именно так все и было, мамой клянус), был помилован, успешно повоевал за Маврикия в Африке и бежал к Хосрову.
На момент переноса 8 лет как марзпан Гиркании. Покорил бунтовавший Табаристан, благоустроил многих переселенных в ходе Войны армян, греков и сирийцев. Подчинил кодриков/курдов(?)
Воевал с "царями кушан" Шогом и Париоком, поддержавшими мятежника Встама, но позже Париок убил Встама.
Был разбит дилемским войском (дейлемиты?), составившем 2 тыс. человек, что показывает масштаб сил в регионе.
На следующий год вернулся с войском и мятежников "всех перебили мечом", кромк бежавших.
607год:
После этого вышло повеление пригласить его с большим почетом к царскому двору, и царь на 18-м году своего царствования разрешил ему посетить и узреть свою страну.
В это время часть епископов пытается договориться с ортодоксами, но вернувшийся на родину Смбат вмешивается во время Двинского собора и объединение срывается (Рене Груссе). 30.04.607 патриархом армянской церкви был избран Авраам Агбатханк, антихалкидонит.
608 год (может позже?)
Когда прошла зима и наступило весеннее время, пришли вестовые с царской грамотой и с большими почестями пригласили Смбата к царскому двору. Он пошел, представился царю в так называемом Великом Дастакерте и, войдя в залу, сел на подушки и ковры.
Тогда царь пожаловал ему нахарарское звание, которое называлось Хосров-Шум (Радость Хосрова), чудно его нарядил в висонную, златотканную шапку и накидку, возвеличил его чрезвычайными почестями, головной повязкой, унизанной каменьями, ожерельем и серебряным седалищем, предоставил ему малый торг и подати страны . Дал ему также 4-х-гласные трубы и охрану для его двора из царской свиты. Снарядил грозное войско в его распоряжение и отправил на Восток, в землю к’ушанов, и приказал ему назначить там марзпаном, кого сам пожелает.
Итак, снова война с кушанами, которые уже с прошлого века подданные тюркского джабгу.
Вот те армянские князья - нахарары, которые были с ним со своими полками и знаменами: Вараз-Шапух Арцруни, Саргис Таеци, Артавазд и Встам и Амаяк Апахуни, Мануэл, владетель Апахунийцев, Врам, владетель Гог’тийцев, Саргис Димак’сян, Саргис Трпатуни и другие из нахараров, а также его войско из 2-х тысяч всадников из (родной) страны. Он заметил, что к’ушаны набегом разбрелись по лицу всей земли. Когда же они получили известие о его приходе, соединились и ушли. Но пустился вслед за ними и скоро их настиг. Те же, увидя, что он их настиг, выстроились против него и грянули войной друг на друга. Войско к’ушапов понесло поражение от войска Хосров-Шума и обратилось в бегство; многие из них были убиты и многие спаслись бегством. Он, вернувшись оттуда, расположил войско в Апр-Шахре, в области Тос, а сам остановился в местечке Хрохт с тремястами человек.
Итак мы снова видим состав сил в регионе - 2 тыс дружин нахараров по 2-3сотни человек достаточны для отражения набегов вассалов ЗТК.
следующая кампания:
Между тем, к’ушанские цари попросили себе помощь от великого Хак’ана, царя Севера. И пришло им на помощь войско в количестве 30-ти бюров (300 тысяч); оно перешло реку под названием Вехрот (Окс/Аму-Дарья), которая берет начало в Туркестане, из страны Евилата. Расположившись на берегу реки, они набегом разбрелись по западу, пришли внезапно и, окружив, осадили местечко, которое со всех сторон было укреплено валом. Тогда Смбат приказал тремстам воинам войти в небольшую крепость посреди местечка, а сам, сев на коня, в сопровождении трех лиц, именно - Саргиса Димак’сяна, Саргиса Трпатуни и одного конного оруженосца из села, по имени Смбатик, - стремительным бегом доехал до ворот, прорвал сильную толпу и ускакал. А те триста, которые засели в крепости посреди местечка, напали на его (врага?) войска. Начальником этого отряда был некто перс, по имени Датоян, по назначению царя.
Хотя Смбат Хосров-Шум послал ему приказание остерегаться их, он, не желая повиноваться, вышел против них войной. Те разбили персидское войско, обратили Датояна в бегство, а сами набегами дошли до пределов Рея и области Аспаган, ограбили всю [60] страну и вернулись в свой лагерь. Вслед за тем от великого хак’ана пришел приказ Джембуху, и они перешли опять реку и ушли в свои места.
300 против 300тыс, это Спартаперсы!
Но думая, можно предположить, что 30 бюров это скорее 3 тумена, возможно даже условных, и даже сильно условных. Иначе неясно, как даже сильнол альтернативно одаренный командир решил воевать с ними имея всего 300 военов. Но это именно федералы во главе с Джембуху, которому отдает приказы "великий хакан, царь Севера".
Предположу, что это уже происходит после переворота 610г, когда к власти пришел Шегуй и политика ЗТК активизировалась.
Далее идет расследование и оправдание Смбата, а затем:
Тогда Смбат собирает свое войско и снова снаряжает его, набирает еще другое многочисленное войско и идет походом на народ к’ушанов и на царя ефталитов; тот со своей стороны выступает против него с большим приготовлением. Пришли на место боя и выстроились друг против друга. Царь к’ушанов посылает к Смбату посланца и говорит: «Какая польза многолюдной толпой вступать в бой и истреблять наши войска? Или в чем проявится моя или твоя храбрость? Давай, будем биться мы вдвоем; я выйду тебе соперником с моей стороны, а ты с твоей, и ты сегодня же узнаешь мою храбрость». Он ударил себя в грудь и сказал: «Я готов умереть».
Они с той и с другой сторон стремительно напали друг на друга и перед рядами обоих войск стали бороться друг с другом; ни один из них не мог скоро одолеть другого, ибо оба были люди-исполины и крепко вооружены. Но, наконец, как бы с помощью свыше, Смбату удалось копьем разодрать крепкую бахлскую плетеную кольчугу царя к’ушанов, и он сильным ударом повалил его на землю. Войско, когда увидело своего царя убитым, пришло в ужас и обратилось в бегство. (Войско Смбата) пустилось за ним и набегом дошло по Балла Шахастана К’ушанский земли, разгромило всю страну: Гар, Ватагес, весь Тохоростан и Таг’акан; (Смбат) взял также много крепостей и разрушил их, и с великой победой и громадной добычей вернулся обратно и остановился в области Марг и Маргрот.
После победы Смбата вызвали к царю:
Царь, увидя его, обрадовался, протянул ему руку, которую тот поцеловал, и пал ниц перед ним. Тогда сказал ему царь: «Ты потрудился добросовестно, и мы очень благодарны тебе; после этого не утруждай себя выступлением в поход; останься здесь при нас, возьми, ешь и пей, проводи свое время в наших удовольствиях».
Он был третьим нахараром на пирах царя Хосрова и, прожив; некоторое время, скончался на 28-м году его царствования.
Итак, после войны с царем Балха последние годы Смбат остался при дворе в почете, где и умер около 617-618гг, незадолго до прихода к власти Тун-Джабгу кагана. Кстати, можно предположить, что именно он и был тем Джембуху, отправленным Шегуем на помощь вассальным кушанам.
Итак, вот чем были заняты основные силы ЗТК в первые 10 лет после попадания Китежа.
Это борьба за кушанско-эфталитское наследство, Балх и пути в Индию.
А также реальную силу персов на восточном ТВД: 2тысяч нахарарских дружин оказывается достаточно, чтобы решать почти все проблемы в регионе, исключая появление основных сил ЗТК, а также и наступательные возможности турок в первые 15 лет 7го века - поддержка вассалов и 1 сокрушительный набег без решительных результатов.
Видимо это связано с тем, что власть кагана после прошедших потрясений еще недостаточно утвердилась, а также давлением купцов Согда, заинтересованных в торговле с Ираном, тем более что нынешний шах тоже и правнук Истеми кагана