Поскольку...
такое явление как "обсуждение подробностей штурма Мариуполя теми, кто в нём не участвует" становится весьма распространённой формой досуга у энторнет-военов во всех уголках Интернета, и дотягиваться до каждого такого уголка я заебусь, хочется передать вам, дорогие мои многолетние неоспоримые победители хохлов в виртуальных баталиях, некоторые тонкости происходящего, описанные человеком, который в штурме участвовал и сейчас с очередными ранениями находится на излечении.
Некоторое представление о происходящем даёт вот этот пост Ходаковского в ТГ:
Мы заступили на участок, когда Девятый полк пробил нам дорогу. Первый батальон полка дошёл до черты Мариуполя и кончился - дальше действовать начали мы. Остатки костяка первого батальона ещё воевали вдоль окраины, но на сегодня, можно сказать, выбыли и они. Командовал этими героическими парнями скромный замкомбата, в прошлом шахтёр, с позывным Гроз. Теперь там остались, в основном, мобилизованные резервисты...
Человек, который поделился со мной реалиями этого штурма, воевал на другом участке, не в 9-м полку, но и там тоже батальоны "сточились" до неполных рот ещё на окраинах. Я не уверен, что военкору Сладкову когда-нибудь станет стыдно за то, как он рассказывал о том, что "мало войск - это хорошо", что "город берут не числом, а умением", "на Грозный это совсем не похоже" и за прочую ахинею, которую он нёс в своём телеграме. Равно как не станет стыдно и всякой другой сволочи, старательно покрывающей тех тварей, у которых по бумагам всё было отлично все эти годы, а как воевать - так тупо гонят людей на убой, лишь бы сохранить тёплые места и генеральские погоны. Ровно как в истории с Шурыгиным и Дебалью семь лет назад. Ну нету там стыда. Или изначально отсутствует конструктивно, или демонтирован за ненадобностью.
Начинается изложенный мне человеком эпизод с того, что роту, с которой он воевал, "сточившуюся" менее чем до взвода, превращают обратно даже не в роту, а, формально, в очень усиленную роту тем, что разбавляют резервистами. И... делят на несколько отрядов так, что в каждом на пяток хоть сколько-нибудь опытных бойцов приходится по несколько десятков резервистов. И бросают получившиеся группы по нескольким улицам вперёд, дальше "зачищать" частный сектор.
Столь выдающееся организационное решение приводит к тому, что боеспособное ядро размывается, и более-менее опытные бойцы вынуждены больше следить за совершенно дезориентированными и неопытными резервистами, нежели заниматься выполнением боевой задачи. Правда, наличие хоть сколько-нибудь опытных людей в группе, приводит к тому, что она не гибнет прямо сразу - выдвинувшись вперёд по улице, люди залегают по обочинам, ожидая, пока будет найден проход вперёд дворами. Потому что уже учёные, на крови учёные, что идти надо дворами. Поскольку это уже не самые бедные пригороды, дворами частного сектора проходить сложно. Здесь уже не хиленькие заборчики из штакетника или рабицы, тут профнастил на прочных столбах и тому подобное. Разумеется, люди для проделывания проходов ни чем не оснащены, так что процесс затягивается. В этот момент на сцене появляется контратакующий противник.
Насколько я понимаю, никто из планировщиков операции как-то не задумался о том, что Мариуполь - не просто какой-то город, а крупнейший логистический хаб южного крыла группировки ВСУ на Донбассе, и там, даже если кольцо вокруг него замкнуть очень быстро, окажется достаточно запасов топлива и боеприпасов для длительной обороны, плюс там же окажется достаточно вполне боеспособной украинской боевой техники, которую окружённые используют с умом, максимально эффективно.
Так вот, эта техника до сих пор есть, причём как танки, БТРы и БМП, выкатывающиеся на прямую наводку, так и самоходки, которые противник умело прячет в промзоне. Выкатились, отстрелялись с закрытых огневых позиций по переданным артразведкой координатам, спрятались обратно.
В данном случае, который мне описал человек, их наступавшие группы контратаковали ВСУшные морпехи при поддержке пары БТР-4 с 30-мм автоматическими пушками, огнём которых они с дистанции в нескольких сот метров прижали бойцов к земле. На до ли отвечать на глупый вопрос "А где же была техника с нашей стороны?". Она была. Сколько-то её было, когда рота ещё была ротой, но к этому моменту уже не осталось.
Было ли у группы противотанковое оружие, из которого можно было поразить БТР? Формально - было. Реально же резервист, назначенный на должность "гранатомётчик", чуть ли не впервые видел выданный ему РПГ-7, так что бойцы оказались против 30-мм автоматической пушки украинского БТРа беспомощны. И ВСУшники бы их просто перебили. Спасло то, что, благодаря волонтёрам, в частности Евгению "Прапору" Скрипнику, у ребят были хоть какие-то портативные рации. Спасло то, что была карта у офицера, он умел ею пользоваться и у него получилось вызывать огонь артиллерии на перекресток, на который выкатились ВСУшники. И под прикрытием артогня получилось отступить. Ходили слухи, что один БТР вроде как даже подбили.
В общем, реальность передаёт горячий привет всем тем, кто смеялся над учениями украинской теробороны с деревянными автоматами. Резервисты с нашей стороны идут в бой, и не просто в бой, а в городской штурм вообще без периода "деревянных автоматов", без полноценного обучения. И ситуация отличается от "срочников в Грозном" только тем, что "срочник" в этот раз может оказаться 50-летним дядькой, для которого вся эта физкультура - запредельная нагрузка, которую он не вывозит.