wizard пишет: потом.. ¶
wizard пишет:
потому что вера и идея разные понятия.
А религия вообще отдельная вещь.
Россия превыше всего!
Сейчас онлайн: Reymet_2
wizard пишет:
потому что вера и идея разные понятия.
А религия вообще отдельная вещь.
Россия превыше всего!
dim999 пишет:
Ну и по мелочи, когда интересы государства и церкви и/или их понимание у патриарха и президента разойдутся, эти самые ВС и спецслужбы поделятся на группы фанатов с тяжелым вооружением, как во всяких Карабахах в 1990-х, или просто просто самоустранятся как в Москве 1991 или Киеве 2014?
Я понимаю, что коллеге Визарду порой интересные вещи видятся, но Вы то вроде в курсе ситуации в России... Какие группы фанатов? Силовики лояльны своему командованию. Спущен сверху курс на взаимодействие с Церковью — они и взаимодействуют. Скажут разносить по кирпичику — будут разносить. На текущем этапе, по крайней мере.
wizard пишет:
потому что вера и идея разные понятия.
Хм. Коллега Ден так не считает и полагает, что вера должна стать некоей "точкой сборки", то бишь национальной идеей.
В любой ситуации есть простое, красивое и всех устраивающее неправильное решение.
Alex_AFL пишет:
Коллега Ден так не считает и полагает, что вера должна стать некоей "точкой сборки", то бишь национальной идеей.
Угу. Основой этой самой идеи и того морального кодекса который будет принят обществом. Но все же не более чем сильно пересекающиеся множества. Знак равенства ставить я бы все же поостерегся.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
я то внутри наверное лучше вижу.
безусловная лояльность стране и ее руководству но разносить церковь никто не будет.
даже по приказу. мечеть можно.
насчет дацана не уверен.
скорее нет.
Alex_AFL пишет:
Силовики лояльны своему командованию.
А уж как были лояльны своему командованию советские силовики году в 1985...
Alex_AFL пишет:
Скажут разносить по кирпичику — будут разносить. На текущем этапе, по крайней мере.
wizard пишет:
безусловная лояльность стране и ее руководству но разносить церковь никто не будет.
даже по приказу.
Так "безусловная лояльность" или "никто не будет, даже по приказу"? Т.е. я даже не про то, что что места с иммунитетом от интереса правоохранительных органов весьма притягательны для всякого специфического люда, но
— Ваххабиты, как правило, не строят мечети, а захватывают. Не исключено, что когда достроят, они постараются ее захватить. Сотни мечетей были взяты таким образом, в том числе и по Дальнему Востоку, — предупредил Роман Силантьев.
http://www.islamio.ru/news/society/vakhkhabitykakpravilonestroyatmechetiazakhvatyvayutreligioved/
если можно "своего" человека посадить в мечеть (при том что за ними куда активнее бдят, а с ваххабитами ещё и целенаправленно борются), что мешает с православным приходом то же сделать? Не будут ведь не только сносить, но и связываться лишний раз?
Виталий пишет:
Коллега, когда я учился в школе, один из православных ученых так же учился параллельно со мной, уважаемые бабушки-еще-не-монахини крепили ракетно-ядерный щит СССР, Половинкин был активным членом КПСС (хрен бы он был ректором в противном случае). Об Ухтомском и даже Флоренском нам таки говорили.
Тогда вы очень убедительно разыграли незнание этих и действительно широко известных фактов.
Виталий пишет:
Ден, это не полно. По приведенным фамилиям — это как бы очень и очень немного. Нет, понятно есть какое-то количество людей, которые являются учеными и при этом верят..., но вот среди моих знакомых я подобных и не припомню.
(терпеливо) Коллега я ни секунды не сомневался что и приведи вам 100500 имен вам будет "немного". Я лишь напоминаю что ВСЕ приведенные мною это сознательно именно люди в сане. А не просто "которые верят". И оных в сане их и самих по себе мало. Про "моих знакомых"... ну вы же знаете, что в приличном обществе после этого "аргумента" засчитывают слив и прекращают дискутировать
Виталий пишет:
Коллега, я вроде как говорил на тему моего отношения к философам?
Да. И хотя это откровенное типично технарское жульничество я сознательно привел вам фамилии людей чьи достижения гм... более-менее материалистичны. Если вспоминать "чистых гуманитариев" то список удвоить не проблема.
Ну а теперь поржемЪ над феерией ваших знаний по персоналиям
Виталий пишет:
Хотя от РПЦ и претерпел и из лона в юном возрасте сбежал
Пых-пых. И можно узнать чего он "претерпел"? Ну и да — делегатом Поместного Собора РПЦ он в 43 года был потому что " в юном возрасте сбежал" ага
Виталий пишет:
Лосев и Флоренский — таки филозофы
Лосев — филолог и историк. Антиковед крупнейший основавший целую школу. Философ конечно тоже, но не только.
Флоренский... ну все же прав Лобжин что воинствующая безграмотность есть родимая черта настоящего советского человека... ну конечно физматовец активно двигавший ГОЭЛРО, заведовавший материаловедением в ВЭИ, и написавший ряд работ о диэлектриках (последние патенты уже на Соловках в области химии) это "филозоф". Не ну а чо? Советские художники так видят!
Виталий пишет:
бабушки В.В. Черная, Н.В. Малышева, Е.И. Казимерчак-Полонская — однозначно да. Хотя имена далеко не на слуху. Да и к вере православной они пришли таки уже после перестройки в ве-есьма зрелом возрасте.
Не на слуху? Мил пардон а кто "на слуху"? В своих отраслях их прекрасно знают.
К вере пришли в зрелом возрасте ага... откуда не возьмись. Вот Черная например жила в доме своего деда-митрополита и знать ничего о православии не знала... Казимерчак-Полонская была активисткой РСХД тоже ясен пень будучи глубокой атеисткой ага...
Коллега не порите чушь — ей больно И не путайте принятие монашества и веру. Минимум 2 из трех верующие с детства. За Малышеву тупо не знаю.
Виталий пишет:
С.В. Кривовичев — о, вот классический пример, то что я искал. Значит все же исключения есть
Так и не понял в чем его принципиальное отличие от Флоренского, Ухтомского и "бабушек"... ну да ладно. Книжку его почитайте. Там хорошо про верующих ученых.
Виталий пишет:
Н.М. Виноградова — Южноукраинский ГПУ им. Ушинского. Эта? Преподаватель истории религии? А она ученый или препод
Нет вестимо
Институт востоковедения Российской академии наук. Археолог с мировым именем. Специализируется на Таджикистане.
Виталий пишет:
Н. Крыгина — не нашел ничего
Кандидатская по психологии. Преподавала в Магнитогорском ГУ. Я ее знаю как ярую борцунью за Николая №2. Тут конечно труба сильно пониже чем у остальных мною приведенных, но таки вполне ученый.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Тогда вы очень убедительно разыграли незнание этих и действительно широко известных фактов.
Ден, кто из вами приведенного списка "широкоизвестен"? Ухтомский и Флоренский разве что? Причем Флоренский именно как "православный ученый", прости господи.
Den пишет:
Я лишь напоминаю что ВСЕ приведенные мною это сознательно именно люди в сане.
У нас в стране "людей в сане" где-то с 60 тыс уже вроде. А до революции я уж не знаю сколько их было, но православных было подавляющее большинство подданных РИ. Но почему-то как ученых, на слуху всего несколько имен, причем действительно ученым из всех разве что одного Ухтомского назвать можно. Все остальное Бердяевы-Булгаковы, да Флоренские с Розановыми с геоцентрической картиной мира.
Den пишет:
Не на слуху? Мил пардон а кто "на слуху"? В своих отраслях их прекрасно знают.
Коллега, я как бы учился по специальности весьма близкой к области деятельности Малышевой...
Den пишет:
ну конечно физматовец активно двигавший ГОЭЛРО, заведовавший материаловедением в ВЭИ, и написавший ряд работ о диэлектриках (последние патенты уже на Соловках в области химии) это "филозоф"
Это именно филозоф. В классическом смысле этого слова. Насчет "активного двигания ГОЭЛРО" это все таки преувеличение.
Кстати список РЯДА работ по диэлектрикам можно? Потому что кроме "Диэлектрики и их техническое применение" ничего не находится.
Den пишет:
Пых-пых. И можно узнать чего он "претерпел"?
Коллега, вы это серьезно? Переход в старообрядчество, еще даже до 1905 года, это в РИ так просто и безпроблемно?
Den пишет:
Ну и да — делегатом Поместного Собора РПЦ он в 43 года был потому что " в юном возрасте сбежал" ага
Он и делегатом Поместного собора 1917 был. После того как Советская Власть крылья РПЦ пообломала и заставила хоть как-то прислушиваться к старообрядцам. Впрочем что такое единоверие вы скорее всего знаете и сами. И знаете какое "теплое" отношение было к единоверцам в РПЦ, начиная с XVIII века
Den пишет:
Вот Черная например жила в доме своего деда-митрополита и знать ничего о православии не знала...
Ой мля.... А в некоторых монастырях вообще школы красных командиров и классы юных безбожников устраивали. И что? Черная я не знаю в чьем доме жила, сильно сомневаюсь что в дедушкином, ибо даже в био пишется что она к нему в гости ходила, но общались они неполные два года (1933-34). А в остальное время жили в разных городах и регионах страны
Den пишет:
ну да ладно. Книжку его почитайте. Там хорошо про верующих ученых.
Ознакомительный фрагмент посмотрел. Ну я оказался прав, не может православный быть ученым...
У человека со второго абзаца начинает подгорать:
Иногда, правда, из среды ученых (хочется сказать, особо ученых) раздаются голоса о том, что наука и религия несовместимы, что наука опровергла религиозные догмы раз и навсегда, что религия представляет собой архаичное мировоззрение, что церковь всегда преследовала ученых и сжигала их на кострах, что вот-вот чуть – и активная клерикализация нашего общества отбросит нас обратно в «средневековье» (а много ли мы о нем знаем?) и т. п. С другой стороны, антирелигиозная активность отдельных представителей научного общества порождает естественное отторжение у верующих людей – у многих еще жива в памяти атеистическая пропаганда советских времен.
Ну а дальше в качестве примеров религиозных ученых идут Планки, Ньютоны и Леметры.
А чтоб доказать что и православные не оставались в стороне вставляем сказки о Боголюбове (молебны в 50х в Арзамасе-16 и "приложил все усилия для открытия храма в Дубне") и записывание в православные ученые Вернадского (Вернадского, Карл!)
Den пишет:
Институт востоковедения Российской академии наук. Археолог с мировым именем. Специализируется на Таджикистане.
Нашел. Ученый, да. Чисто ради интереса — а она тоже монахиня? Равно как и Крыгина?
Ну и к вопросу о массовой поддержке РПЦ Как видим не надо даже мера/губернатора. Достаточно одной двух православных активисток на уровне завкафедрой или замдекана по работе со студентами.
Den пишет:
Флоренский... физматовец...
Который с шизофреническим упрямством отрицал теорию комплексного переменного и мнимые числа вообще? Да за одно это можно с треском лишать [s]дворянства[/s] диплома и гнать ссаной метлой.
(dragon.nur, забывший пароль на умершем ноуте)
dr5r пишет:
dragon.nur, забывший пароль на умершем ноуте
dragon.nur@gmail.com — сюда выслать?
dr5r пишет:
с шизофреническим упрямством отрицал теорию комплексного переменного и мнимые числа вообще? Да за одно это можно с треском лишать [del][/del] диплома и гнать ссаной метлой.
Коллега тут некоторые мировые светила на днях посрались я извиняюсь, за двигло которое "работать не может" но сцуко работает Надлежит ли считать любых из них лжеучеными? Или скажем лорд Келвин мудак которого надо гнать ссаной метлой за "Летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны!" (и не только за это)?
В общем попытки на уровне этого Форума решать кто из ученых "неправильный" выглядят довольно смешно. В учености же и заслугах Флоренского сомнений как бы нет.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
с шизофреническим упрямством отрицал теорию комплексного переменного и мнимые числа вообще? Да за одно это можно с треском лишать дворянства диплома и гнать ссаной метлой.
Den пишет:
Или скажем лорд Келвин мудак которого надо гнать ссаной метлой за "Летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны!"
Есть, Петька, один нюанс (с)
Кельвин говорил это тогда, когда летательных аппаратов тяжелее воздуха ещё не было — поэтому его мнение было вполне уместно в рамках науки того времени.
А вот комплексные числа уже использовались за несколько веков до рождения Флоренского.
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели
ПТУРщик пишет:
Кельвин говорил это тогда, когда летательных аппаратов тяжелее воздуха ещё не было
Коллега вы правда думаете, что я не найду примеров когда говорили и уже имея "примеры использования"? Несть числа заблуждениям почтенных ученых. Что не отменяет...
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Коллега вы правда думаете, что я не найду примеров когда говорили и уже имея "примеры использования"?
ну вот навскидку так, чтобы отрицали имеющееся неоспоримое явление — я и не вспомню...
Разве что как в начале 50-х сказали, что пять компьютеров обеспечат потребности всего человечества — но это был не ученый, а бизнесмен. Да и не отрицание было, а вид прогноза на будущее — как у Кельвина.
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели
А, виноват-с:
в середине 18 века французская Академия наук объявила, что отказывается принимать сообщения о падающих с неба камнях — мол, неоткуда им взяться в небе.
С другой стороны, а что вы скажете об этом выдающемся произведении гениального мыслителя Флоренского:
где он пишет: "Вопрос идёт о реабилитации Птолемее-Дантовой системы мира "
http://www.runivers.ru/bookreader/book142188/#page/47/mode/1up
ну и на следующей странице пишет, что Птолемеевская система — истинная, а Копениковская — ложная. А на 50-й — про "границу неба" между орбитами Урана и Нептуна...
Летом, помнится, все смеялись над роликом с доказательством плоской Земли. А тут не хуже...
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели
ПТУРщик пишет:
А, виноват-с:
в середине 18 века французская Академия наук объявила, что отказывается принимать сообщения о падающих с неба камнях — мол, неоткуда им взяться в небе.
С языка снял
ПТУРщик пишет:
С другой стороны, а что вы скажете об этом выдающемся произведении гениального мыслителя Флоренского
Дык чудил человек кто спорит
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
С верой и кротостью....
"Македония, например, официально освободилась от турецкого ига только в 1913 г., а столкновения с турками продолжались и позднее. "Служишь, бывало, — рассказывал мне один старый священник, — на престоле лежат: Евангелие, крест, браунинг. Только запоют "Иже херувимы тайно образующе…", стоишь с воздетыми руками и вдруг видишь: в окне физиономия в феске. Мало ли, что ему надо? На всякий случай хватаешь браунинг, выпалишь несколько раз в окно, а потом опять — "всякое ныне житейское отложим попечение…"
митрополит Питирим (Нечаев). Русь уходящая
(с) с пикабу
Оштрафован за оскорбление чувств верующих за... репост картинок вконтактике. Т.е. мужик явно интеллектом не блещет, но приговор просто блеск. Основываясь на материалах Никейского собора 787 года....
Интересно сажать и сжигать библиотеки за книги Таксиля и Ярославцева скоро будут?
На фоне этого беспредела уже и до думаков начало что-то доходить. По крайней мере КПРФовцы хотят ограничить действие статьи о чуйствах верующих, только храмами.
Завершилось рассмотрение дела об издевательствах в религиозном приюте.
Ну реально там не издевательства были (вернее не только издевательства), а голимое убийство.
В Ярославле завершилось рассмотрение дела об издевательствах в религиозном приюте. Как выяснили следователи, сирот там воспитывали с помощью палок и розг. Выдержать такое смогли не все. Одна из девочек скончалась от побоев.
В Ярославской области Ростовский районный суд огласил приговор фигуранткам «мосейцевского дела». Людмиле Любимовой назначили пять лет лишения свободы в колонии общего режима, Гузели Семёновой – пять с половиной лет. Рифе Гусмановой вынесли самый жёсткий вердикт – 12 лет. У них есть десять дней для обжалования приговора. Мы вели онлайн-трансляцию из зала суда, но после оглашения приговора остались три важных вопроса.
Итого, им остаётся просидеть в колонии около трех лет шести месяцев, двух лет десяти месяцев и девяти лет трех месяцев соответственно.
Куда делась сотрудница опеки, отдавшая Любимовой детей?
Сотрудница органов опеки и попечительства Галина Рассамагина, которая «выписывала» девочек Людмиле Любимовой, несмотря на преклонный возраст той и отсутствие российского паспорта, ждёт суда
Собственно весьма доставляют фамилии этих "достойных" женщин, особенно в свете "православности" приюта
РПЦ конечно пытается от уголовщины отмазаться. Сразу после трагедии Ярославская епархия официально открестилась от приюта: «Данная семья именуется «православным приютом», но это абсолютно не соответствует действительности. В Ярославской епархии нет православных приютов, и семья из Мосейцева никогда не была таковым».
Но вот почему-то роль общественного защитника исполняет некий иеромонах Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш). И откуда-то у нищей, безработной тетки, у которой даже нет документов, появляются деньги на весьма дорогих адвокатов из Москау... Адвокатов у детей, которых постепенно убивали в течении нескольких лет разумеется нет. Омбудсменам, в виде "матушки", это разумеется не интересно.
Более развернуто история здесь
Виталий пишет:
РПЦ конечно пытается от уголовщины отмазаться
Что блин за детсад? Коллега документы есть? Что это приют организационно связанный с РПЦ? Иначе это обычный гон которые уже достали порядком
Вот из-за таких случаев РПЦ и вносила предложение о запрете именоваться православными и христианами хрен пойми кому. Но вот тут дюже умные коллеги увидели в этом лишь "борьбу за делянку" ага
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Что это приют организационно связанный с РПЦ? Иначе это обычный гон которые уже достали порядком
Ден, на этот приют именно РПЦ собирало деньги, защиту матушек обеспечивает не самый маленький функционер РПЦ, добро на защиту дано архиереем, но при этом приют никак не связан с РПЦ???
И да, формально это разумеется обычная общественная организация. С очень интересными возможностями и правами
Это не говоря про то, что кто-то пролоббировал интересы Семеновой и Любимовой, ибо документы на УДОЧЕРЕНИЕ давались одинокой тетке, у которой даже не было паспорта. И почему то за 10 лет никто не проверил хотя бы — учатся приемные дети в школе или нет?
Оно кстати далеко не первый случай там. Только до этого относительно взрослых убивали.
Вот из-за таких случаев РПЦ и вносила предложение о запрете именоваться православными и христианами хрен пойми кому.
Да ради аллаха. Вот только если связь доказана — будь добр отвечать за соучастие по полной мере.
Виталий пишет:
это разумеется обычная общественная организация
ЧИТД.
Виталий пишет:
если связь доказана
Где?
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Где?
Таньга собирали? Убийц отмазывали?
Виталий пишет:
Таньга собирали? Убийц отмазывали?
Хто? Коллега реально задолбало "классовое правосудие". Есть конкретные персонажи? Вина доказана? Да хоть суд Линча устраивайте! При чем здесь организация в целом? А если не доказано и вам что-то "кажется" то вообще нефиг нафиг. А то с такими "доказательствами" давайте всех калининградских таксистов считать опущенными педофилами и секс-маньяками. А лучше всех владельцев авто в Калининграде. Был такой? Был. Калининградец? А то! Значит все такие!
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Хто?
Некий иеромонах Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш). По имени что характерно Марк, по отчеству Симонович, из семьи потомственной диссиды и член ЗРПЦ. "Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор." Причем с благославения архиепископа. Какого, Марк Симонович не указал, но судя по всему того, кому он подчинен
Den пишет:
Есть конкретные персонажи? Вина доказана?
Есть. Вина доказана. А вот кто стоит за этими персонажами — вопрос весьма интересный. И его активно забалтывают.
Den пишет:
При чем здесь организация в целом?
При том что организация этих самых конкретных персонажей покрывала и спонсировала.
Den пишет:
А то с такими "доказательствами" давайте всех калининградских таксистов считать опущенными педофилами и секс-маньяками.
Коллега, вы всерьез думаете что мне жалко калининградских таксистов?!?!? Впрочем...
Я к религии отношусь нейтрально. Мне хочется верить что все в жизни гораздо сложнее чем кажется, но не настолько чтоб это было культом.
Собственно суть: у старшей дочери в прошлом году был выбор в школе — или дополнительный урок астрономии или "урок православия". Родители голосованием 70/30 выбрали "православие" (я был за астрономию) — разумеется в программе он звучал типа "этикачегототам". Приходил раз в неделю "батюшка" и вещал. Дочери пофиг как на православие, так и на астрономию, пока она примыкает к большинству, не бунтарь.
А в этом году... Астрономия. Без выбора. Официально даже не обсуждалось. И узнал о такой смене курса случайно — директор "через одно рукопожатие" просил "помочь с оформлением школы недорого":
— Ну, мы хотели продолжить религиозное воспитание, но... Нам пока не определили нового "батюшку", а старого перевели куда-то далеко... По сомнению... В связях... С мальчиками...
Блинъ. Очень слабое утешение что у меня в его классе была дочь, а не сын...
Оно конечно с пикабу, но о "голубой мафии" говорили и некоторые св. отцы
Виталий пишет:
кто стоит за этими персонажами — вопрос весьма интересный. И его активно забалтывают
Дык доказывайте.
Виталий пишет:
При том что организация этих самых конкретных персонажей покрывала и спонсировала
В суде докажите. Ну привыкайте уже. От бездоказательного трепа в Инете все старше навальнеровской школоты устали
Виталий пишет:
о "голубой мафии" говорили и некоторые св. отцы
В единственном числе малость повернувшегося Кураева. Впрочем опять таки — доказать и пендалями из церкви. Вам православные только спасибо скажут. Но доказать, а не трындеть. Пока ЕМНИП аж 1 (один!) доказанный случай. Выперли быстрее поросячьего визга.
Виталий пишет:
Коллега, вы всерьез думаете что мне жалко калининградских таксистов?!?!?
Коллега в последнее время социальность вообще не ваше Но смысловой ряд можно продолжить "сколько нужно" Ну очевидно же что к реальности ваши построения отношения не имеют.
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Den пишет:
Дык доказывайте.
А смысл? Какой смысл что-то доказывать в суде, который всерьез предлагает приходу расплатиться с контрагентом молитвами, а контрагенту эту "валюту" принять?
Кроме того у нас в последний год тех кто что-то там пытался доказать вполне себе реально сажают. Судьба Чудновец -предостережение всем возникающим.
Den пишет:
В суде докажите. Ну привыкайте уже. От бездоказательного трепа в Инете все старше навальнеровской школоты устали
Коллега, опять таки — а смысл? Причем что там доказывать — что та же РПЦ вполне себе использовала труд детей в монастырях? Так святые отцы этого ни разу не стесняются. Что убили — так труп лежит, до сих пор вроде как не похоронили. Что монась убийц защищает — таки опять — он ни разу не скрывается. Что чиновница выдала разрешение на удочерение в обход всех законов — опять таки совершенно доказанный факт.
Den пишет:
Вам православные только спасибо скажут.
Какие православные? Патриарх скажет? Сильно сомневаюсь в этом.
Den пишет:
Пока ЕМНИП аж 1 (один!) доказанный случай.
Ой, вот только не надо про доказанный случай. Вылетел Артём Вечелковский, который САМ ЗАЯВИЛ о своей ориентации. А все "недоказанные случаи" они почему-то после "честной и беспристрастной" ЦЕРКОВНОЙ проверки.
Den пишет:
Коллега в последнее время социальность вообще не ваше
Я в курсе, да.
Den пишет:
Ну очевидно же что к реальности ваши построения отношения не имеют.
Ээээ, какие именно? Я вообще-то все стараюсь цитатами от сабжей подтверждать.
Виталий пишет:
Какие православные? Патриарх скажет?
Патриарх — один. Православных только в РФ — десятки миллионов.
Виталий пишет:
какие именно?
Коллективной ответственности.
Виталий пишет:
стараюсь цитатами от сабжей подтверждать
Патриарх вписался и сказал что правильно убили? Или Собор сие постановил?
Виталий пишет:
они почему-то после "честной и беспристрастной" ЦЕРКОВНОЙ проверки.
Была какая-то другая? С доками кои можно было предъявить?
Виталий пишет:
А смысл?
Виталий пишет:
опять таки — а смысл?
Т.е. с обоснованием слов — проблемы. ЧИТД и вообще предсказуемо
Я очень не люблю слова унтерменши, но глядя как воюют и правят укронаци...
Виталий пишет:
Сотрудница органов опеки и попечительства Галина Рассамагина, которая «выписывала» девочек Людмиле Любимовой, несмотря на преклонный возраст той и отсутствие российского паспорта, ждёт суда
Ключевое. Проблема не в РПЦ, проблема в чиновниках, идущих по её "просьбам" на нарушения. Если их начнут за эти нарушения наказывать — проблема решится сама собой. А то, что церковь проталкивает нужные решения через админресурс, как раз внушает оптимизм, была бы у неё реально массовая поддержка — действовали бы через муниципальные выборы и прочие собрания с голосованиями.
В некоторых кругах общим местом стало утверждение, что сегодня Россия переживает всплеск мракобесия и лукового черносотенства. Тянет от страны ладанным душком: клерикализация обгоняет архаизацию. Вот-вот будут за атеизм сжигать. Патетика не новая и не очень интересная. Пользователи, рассуждающие об этой маловажной теме, как правило, допускают ряд неточностей, которые, в свою очередь, важны.
Государство российское при всей своей очевидности, которую часто принимают за глупость или нерасторопность, считывается достаточно неоднозначно. Вот вроде бы есть объект, чьи стороны одинаково равны для всех наблюдателей, но результаты этих наблюдений противоречивы, причём противоречивы кардинально. Для радикальных русских националистов Российская Федерация государство антирусское, губящее русский народ и потворствующее нерусским, но в сообществах нерусских националистов Россия воспринимается уже как угнетатель, мохнатой шовинистической лапой душащий кумырскую свободу. Для либералов российское государство является махрово-советским, но для советских людей государством правят либералы, которые всё развалили. Мнения настолько противоречивы, что компромисс не может быть найден даже посредине – это бы грозило шизофренией. Ответ следует искать в плоскости, откуда Россию пытаются проинтерпретировать, в поле убеждений самых разных цветов, которые роднит то, что они одинаково являются невротичными. Их невротичность в том, что стереотипы, разделяемые личностью или группой личностей, переносятся на целый народ или целое государство. Отсюда и взаимоисключающие выводы: ну не может государство быть одновременно русофобским и ультрарусским, советским и либеральным, а есть не может, то дело не в государстве, а в вас.
Тем не менее, кажется, что у клерикализации российского общества есть объективные основания. Это и православные активисты, и нарастающая роль «РПЦ» в обществе, и закон о защите чувств верующих, и скандалы с религиозным душком, и наступление веры на образование, и вообще религия, в частности христианство и его представители, ныне вполне себе заметная часть общественной жизни. Очередной «вехой» стал скандал вокруг фильма «Матильда». Главред «Карнеги-центра» по этому поводу даже заметил: «Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. Один в Екатеринбурге на машине, нагруженной газовыми баллонами, врезался в витрину кинотеатра; другие возле офиса Константина Добрынина сожгли машины – всё за «Матильду».
Увы, сработала ловушка стереотипа. Он завёл «Карнеги-центр» к статье Андрея Архангельского, где публицист нагадал, что государство, наконец-то наказав гонителей «Матильды», как бы продемонстрировало либералам: мы здесь до сих пор единственный европеец, защищающий вас, западников, от лихого человека. Попытка анализа вновь споткнулась об убеждения, определивших следующее пророчество Архангельского: «Однако отныне мы живем в пространстве пост-«Матильды», где каждое слово и каждый жест способны поколебать устои. И это история не про фильм или секту, а о том, что общество слишком хрупкое и не имеет никаких внутренних скреп – чем громче о них кричат, тем с большим треском они вываливаются из обшивки».
Так ли это?
Ноябрь 1997 года. Останкино. Православные митингующие выступают против показа по «НТВ» фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Минимальная граница участников – полторы тысячи, максимальная – десять. Больше, чем когда-либо выступало против «Матильды». Фильм два раза изымали из сетки вещания, а в «НТВ» пришло письмо от общества «Память», которое (в случае показа фильма) не гарантировало безопасность сотрудников компании. Ситуация зеркальная, только масштаб её значительнее, а результат ярче. В Государственной Думе была рассмотрена тема «Антихристианской акции телекомпании "НТВ"». В отличие от «Матильды», против фильма высказался глава патриаршей церкви Алексий II, хотя нынешний глава «РПЦ», Кирилл, хранит выдержанное молчание. В итоге фильм, как это было изначально запланировано, в канун Пасхи всё-таки не показали. Означает ли это, что с 1997 года мы живём в пост-«Последних искушениях Христа», где на руинах светской культуры вознёсся православный халифат? Конечно нет. Потому что не нужно использовать свои убеждения в качестве доказательной базы.
Внимательное изучение российского «православного фундаментализма» обозначает вообще иную реальность – это раньше, до В.Путина, общество было радикальней, злей и хрупче, а христианские фанатики не «богохульные» футболки сдирали, а убивали ментов и планировали строить вооружённым путём теократическую монархию.
В 1999 году, накануне Пасхи, православные фанатики Александр Сысоев и Евгений Харламов попытались поднять в Вышнем Волочке народное восстание против Синедриона. В результате они убили трёх ментов и одного тяжело ранили. На минуточку, это самая «результативная» одиночная акция русских радикалов против Системы. И совершали её не «Приморские партизаны», а мужики, пошедшие на дело с иконами. Если бы сегодня какой-нибудь человек, считающий себя православным, убил трёх полицейских во имя Православного Государства, на следующий день газеты пестрили бы заголовками о том, что «Доигрались» и «Началось». Это мало кем артикулируется, но пик «православного мракобесия» был как раз в конце восьмидесятых, девяностых и начале нулевых – это «РНЕ» (при всех оговорках), с которым стыдно сравнивать «Сорок Сороков», это общество «Память», это литература Иоанна Снычёва, и это боевики вроде упомянутого Александра Сысоева. За последние годы в России был устроен только один настоящий теракт, в основе которого лежал христианский фундаментализм, и это отнюдь не случай с психически больным человеком из Екатеринбурга.
Что вообще такое фундаментализм? Это мышление, во всей апологетической полноте стоящее на страже какой-то идеи. Фундаментализм не только религии свойственен – есть либеральный или левый фундаментализм. Современный православный фундаментализм в России прошёл несколько стадий. Но, в отличие от протестантского фундаментализма, в России наличествовала одна важная особенность – семидесятилетнее атеистическое государство. Образовался временной разрыв между религиозным прошлым и послесоветским настоящим. Этот разрыв нужно было заполнить, и он стал заполняться не только заново выстроенной преемственностью, но и комплексом неизбежных мифов. Это мифы о дореволюционной церкви, о монархизме, о царе, о духовности прежнего общества, о том, какая христианская институция или не институция является истинной. Разрыв так и не был преодолён. Он предопределил пути развития православного фундаментализма, поначалу разветвившегося от общества «Память». Это, так сказать, неформальный фундаментализм, распавшийся на множество патриотических, националистических и сектантских организаций. Другой корень тянется к «РПЦ», где носит название «традиционалистского». Именно «традиционалистское» крыло активно поддерживало новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года. В преамбуле этого закона есть формулировка, что Федерация признаёт «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». В предыдущей версии закона такой важной формулировки не было. Тогда же, в конце девяностых, будущий патриарх Кирилл корректирует прежнюю линию и начинает выступать с антилиберальными проповедями.
Не вдаваясь в подробности внутренней полемики «РПЦ» и не перечисляя многочисленные неформальные христианские организации, можно обобщить, что т.н. «клерикализация» российского общества шла по двум направлениям – вертикальном, институализированном и горизонтальном, неформальном, отчасти маргинальном. Это не были параллельные линии: они пересекались, когда интересы неформальных фундаменталистов совпадали с интересами церковных традиционалистов. Как в протестах против «НТВ», Гусинского и Скорсезе, где на одной теме «объединились» «Память» и Алексий II. Отсюда вытекает очень важная особенность – православный фундаментализм в современной России чего-то добивался лишь в том случае, если с его позицией проявляла солидарность главная православная институция. И наоборот. Если же временного попутчества не складывалось, неформальные фундаменталисты продолжали влачить скучное существование в своих крохотных организациях и на страницах своей малотиражной прессы.
При В.Путине вертикальный «фундаментализм» значительно укрепился. Достаточно сказать, что главой патриаршей церкви стал Кирилл, человек, со временем обратившийся к антизападным и антилиберальным воззрениям. Укрепившись, «РПЦ» продолжила прежнюю политику, первым серьёзным плодом которой было принятие федерального закона 1997 года. В то же время институция обуздала наиболее радикальных своих «традиционалистов» типа небезызвестного Дмитрия Смирнова. А вот неформальный фундаментализм хирел. Тысячные движения прошлого разваливались, дробились, а для новых заметных националистических организаций вопрос вероисповедания был вторичным по отношению к политическому и национальному самоопределению. Если организованный «традиционализм» получил определённую легитимацию, то ворох горизонтальных организаций успешно маргинализировался. Вплоть до враждебности к, собственно, «РПЦ». Так, Александр Баркашов принял постриг в организации «Истинно-православная церковь» и регулярно обвиняет «РПЦ» в отступлениях от веры и правды. Разумеется, «РПЦ» больше не могла как-то солидаризоваться с бывшими попутчиками. Да ей эти маргиналы были и не нужны. Но скандал с «Pussy Riot» показал, что вокруг «РПЦ» нет массового и организованного молодёжного мирянского движения, способного противостоять на улице тем, кто посягает на неуличные институционные ценности. И вот тогда появилось всё то, о чём сегодня говорят – «Сорок Сороков», «Святая Русь» и другие сообщества. На этой же теме поднялась «Божья воля».
Вспомним, что неформальный фундаментализм в современной России добивался ограниченных успехов тогда, когда с ним в чём-то соглашалась «РПЦ». Патриаршая церковь, хотя в ней есть очень разные взгляды, была вполне довольна, что в её защиту проходят митинги, стояния и мирные акции. Но согласие или молчаливое одобрение «РПЦ» неизбежно привело к радикализации её неформальных сторонников вроде событий в парке «Торфянка» или «погрома» выставки Вадима Сидура. При этом высшие иерархи «РПЦ» никогда не оправдывали насилие к своим противникам, хотя жёстко и не высказывались против тех, кто это насилие (весьма несущественное) допускал. То есть успешная деятельность «Сорока Сороков» в первую очередь связана с доброжелательностью «РПЦ». Не будь этой доброжелательности, подобные организации, как и всегда, остались бы маргинальными.
Коммуникационная революция и состояние послемодерна наложили на неформальный фундаментализм свой отпечаток. Это несерьёзность, шутливость, эксцентрика, зрелищность, эпатаж, формализм. Тот же Дмитрий Энтео вышел из типичного new-age. Это даже по нынешним временам забавно – пользователь, приносивший жертвы Ганеши, потом становится защитником веры православной. Да, разрыв с прошлой неправедной жизнью классический житийный сюжет, но, всё-таки, не когда об этом с упоением рассказывают на «YouTube». Внимание, которое уделялось подобным персонажам и их выходкам, и даже разбор, которому они зачем-то подвергаются, схожи с анализом реслинга. Вроде кто-то прыгает, ринг трясётся и публика ревёт, но всем понятно, что это постановка. Также и с «Христианским государством». Неформальная организация из нескольких человек, то есть, по сути, что-то даже несуществующее, благодаря паре громких заявлений и, якобы, сожжению машин, вырастает в фундаменталистский молох, подобный «Исламскому Государству». Но в реальности – ни массовой организации, ни многочисленных сторонников, ни серьёзных поступков. Снова фикция, вес которой придал стереотип со стороны.
Но вертикальным и горизонтальным фундаментализмом, последний из которых ещё и расщепился на послемодернистское шутовство, дело не исчерпывается. Многочисленные радикальные тексты, написанные за четверть века, никуда не исчезли и оказали своё влияние. В декабре 2015 года в Петербурге было задержано двое молодых людей, обвинённых в покушении на полицейских. При допросе парни объявили, что считают государственные органы порождением антихриста, утвердившегося в мире.
Антон Гoлoвырцeв и Никoлай Мoтoвилoв, которым не было и тридцати, являлись сторонниками безпоповских согласий старообрядчества. Парни не были прихожанами каких-либо петербургских общин, но симпатизировали радикальным толкам старообрядчества, особенно бегунам. Отсюда и несообщение с общинами – тот, кто в XVIII веке сделал странников согласием, инок Евфимий, крестил себя сам, чем порвал с остальным безпоповством. Вслед за Евфимием ребята полагали, что в мире утвердился духовный антихрист, а значит отравлено всё – церкви, власти, иерархии, деньги. Вот и вступили молодые люди на вооружённый путь. По версии следствия, с помощью артиллерийских мин они два раза попытались подорвать посты ДПС. Один из якобы террористов, Антон Головырцев, воевал за ДНР. Причём не фотографировался на блокпостах, а прошёл в пехоте лето-осень 2014 года. Что Антону Головырцеву, что Николаю Мотовилу грозит пожизненное заключение. То есть это уже не шутки. Это не тарелку разбить и дать победное интервью. Собственно, это и есть единственный теракт, замешанный на православном фундаментализме за прошедшие годы в России.
Причём его якобы совершили люди, которые не связаны ни с «РПЦ», ни с другими «никонианскими» группами, ни с российским государством. Для них это враги. Антихрист. Произошёл важный отказ от концептов, волновавших прежний неформальный фундаментализм (даже тот, что был негативно настроен к «РПЦ») – это отказ от царя, монархии, России, церкви, как иерархии и пр. Описанное настолько не укладывается ни в один из стереотипов, что ни «либеральная», ни «фундаменталистская» пресса о случившемся просто не пишут. И это, конечно, новый путь развития неформального фундаментализма – сетевой, самостоятельный, неканонический, одиночный, сектантский, но, главное, не апеллирующий к «РПЦ», империи, монархии и царям. В мире восторжествовал духовный антихрист и всё тут. Чуть ли не впервые в современной России подпитка неформального фундаментализма проистекала не из условного Шафаревича, а из старообрядческой литературы XVII-XVIII веков.
Тем не менее, это единичные случаи. Они вряд ли скоро повторятся. Даже не смотря на войну на Украине, которая притянула к себе изрядное количество религиозных фанатиков, даже не смотря на патриаршую церковь, высказывающую всё более и более консервативные идеи, не смотря на коммуникационную истерию, поддерживаемую вплоть до депутата Госдумы – религиозный отклик на все эти дела и инициативы остаётся крайне низким. Кто только не накручивал «Матильду» и как только не окучивали пользователей, чьи чувства взбудоражил неотсмотренный фильм, но весь итог масштабнейшей многомесячной шумихи – угрозы, два сожжённых автомобиля и таран кинотеатра полоумным. Ну, ещё во время скорых показов кто-нибудь распылит в зале газовый баллончик, и об этом тоже будут много говорить.
Ни Сысоева, ни Гoлoвырцевa. Лишь высосанная из пальца ерунда. Но эта ерунда показательна. Как-то незаметно и как-то вдруг Россия подошла к самому значительному своему юбилею – столетию Октябрьской революции. В год, когда общество должно было конфликтовать, ругаться, спорить, биться с друг другом из-за самого неоднозначного, трагичного, великого, кровавого события в своей истории, изменившего жизнь десятков, сотен миллионов людей, пользователи с упоением спорят о фильме, который даже не видели.
Что это – глупость или безумие?
Да отчего же. Просто государство российское, у которого все стороны равны и которое всё равно считается так неоднозначно, занято отнюдь не клерикализацией общества. Оно его подмораживает. Оно его леденит. Чтобы не болело. Чтобы не кровоточило. Историческая стабильность, национальное примирение. Теперь даже в мае идёт снег.
Остаётся лишь смутная надежда, что когда-нибудь на занемевшую десну всё-таки ступит лихой человек.
К вопросу о "Россия вперде!", "ядерно-ракетном православии" и почему я не верю в развитие хайтека в нынешней России.
На пикабу в комментах нашел прекрасное.
Тут Кураев снова троллит святых отцов, предлагая брать с них виру за некачественные бафы
«Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема»
Высокие, высокие отношения
В Суздале. Один храм отсудила мощи у другого. Изъятия судебными приставами костей.