посмотрел оскароносную «Землю кочевников» а потом ознакомился с литературной основой этого произведения: книгой Джессики Брудер «Земля кочевников», для создания которой автору пришлось изъездить по США 24.000 километров за три года.
ну шо имею сказать за книгу?
Традиция странствий обездоленных людей по родной стране в поисках заработка имеет в Соединенных штатах давнюю историю: ещё на рубеже XIX-XX веков Джек Лондон и Эптон Синклер описывали такие путешествия пешком и в товарных вагонах, во время Великой Депрессии можно было увидеть ищущих работу переселенцев на автомобилях (и это описано в написанных в те годы романах «Гроздья гнева» Стейнбека и в «И после многих весен» Олдоса Хаксли), а теперь – при незакончившемся кризисе 2008 года – к этому лишь добавились последствия технического прогресса: более комфортные дома на колесах и возможность узнать о вакансиях на другом конце страны через интернет. Но на этом разница двух эпох и заканчивается: люди, как и во времена президента Гувера теряют работу и жильё из-за последствий экономического кризиса и вынуждены в качестве моторизованных бомжей искать тяжелую и плохо оплачиваемую работу по всей стране. (К слову, описание работы на складе корпорации «Амазон» напоминает другое великое произведение времен Великой Депрессии – фильм «Новые времена», точнее, эпизод работы Чарли Чаплина на конвейере.)
Книга «Земля кочевников» описывает множество историй людей, сделавших такой выбор (ну как сделавших – можно оставаться в маленьком городке, где обанкротился градообразующий завод, и жить там на мизерную пенсию, можно покончить с собой, а можно начать скитаться по стране на старости лет), и читая всё это постоянно ловишь себя на грустной мысли: ещё десяток-другой лет капитализма в нашей стране – и нас ждет то же самое, только без американского климата и низких цен на бензин.
Примечательно, что если книга хотя бы обозначает ряд серьезных социальных проблем в современных США («Что ты выберешь, еду или зубные пломбы? Заплатишь по кредиту или по счету за электричество? Выплатишь кредит за машину или купишь лекарства? Заплатишь за квартиру или по кредиту за обучение? Купишь теплую одежду или будешь платить за бензин?», «Если сравнить средние зарплаты, то золотой один процент сейчас зарабатывает в 81 раз больше тех, кто оказался в нижней половине пирамиды. Зарплаты взрослых американцев, которые находятся на этой ступени, – то есть 117 миллионов человек – не менялись с 1970-х. Это не разница – это пропасть. И цену за ее рост платит каждый... Уровень социального неравенства в Америке сопоставим с показателями России, Китая, Аргентины и охваченной войной Демократической республики Конго. Какой бы печальной ни была ситуация сейчас, скорее всего, в будущем она ухудшится. И я задаюсь вопросом: какие новые искривления – или даже мутации – общественного строя мы увидим? Скольких еще раздавит система? Сколько людей найдут способ спастись от нее?»), то в фильме Хлои Чжао это всё максимально заретушировано и главный упор сделан на удовольствие от путешествий по стране и взаимопомощь у моторизованных бомжей. Так что можно только восхититься мастерству хозяев Голливуда: когда во главе стоял ненавистный им президент, то «Оскара» получил «Джокер» с призывами к бунту, а когда же пришел новый, угодный им президент при ничуть не улучшившейся экономической ситуации, то лучшим признан фильм о том, что бомжевать – это хорошо: свобода, свежий воздух и интересные пейзажи...
Так что читайте хорошие книги и игнорируйте посредственные конъюнктурные фильмы!
Мы, русские, страшный народ – мы даже Гитлера до самоубийства довели