Почитайте, коллеги:
[HTML_REMOVED]Макаренко В.П. Кавказ: концептологический анализ<\/u><\/a>
Отрывок для "разогрева":
Ф. Бродель показал, что империи создают универсальные проблемы, неразрешимые
в рамках империй, систематизируя данные сравнительного анализа Османской и
Испанской империй в период их расцвета (1550-1650 гг.). Речь идет о "длительных
временных протяженностях", в которых развиваются процессы: 1. Появление класса
государственных чиновников; 2. Торговля государственными должностями; 3. Кон-
фликт центра с периферией; 4. Использование финансов и кредита ради завоевания
новых пространств [15, s. 30-51]. Первый процесс связан с тем, что всякий чиновник
присваивает часть государственной власти. По мере роста госаппарата происходит
дробление власти. Для аппарата империй характерно религиозное ренегатство1, по-
скольку чиновники могут делать церковную и политическую карьеру одновременно. В
результате соединения религиозной и политической карьер в имперском госаппарате
исчезают различия между сословием юристов, воспитанных на римском праве, и
сословием юристов-эгзегетов текстов Корана. Те и другие способствуют укреплению и
подрыву имперской власти одновременно. Для чиновника теряют смысл понятия
"веры", "родины", "отечества". Развивается феномен "отрыва от корней".
Торговля должностями ведет к тому, что империя теряет власть в пользу власт-
вующих лиц, стремящихся пожизненно закрепить за собой и потомками доходы,
связанные с отправлением государственных функций. Для этого создаются законы
о государственной службе и привилегированные учебные заведения. В итоге импер-
ская бюрократия — это синтез семьи и церкви. Чиновник соединяет функции патриар-
хального отца и священника, оказывая громадное влияние на финансы государства.
На всех уровнях имперского государства идет явный и скрытый грабеж. Аппарат —
легальная форма разбоя; государство — участник грабежа, практикуемого его функ-
1 За 1453-1623 гг. из 48 великих визирей Турции 5 были мусульманами по рождению. Остальные
(1 черкес, 6 греков, 11 албанцев и сербов, 1 итальянец, 6 армян, 6 грузин, происхождение 10 не известно)
были ренегатами.
ционерами. Рост числа чиновников усиливает дезорганизацию империй. Конфликт
центра с периферией делает власть неэффективной даже на низах иерархии. Малень-
кие должности приносят доход, который не снился иерархам. Падает авторитет султа-
нов и императоров. В империях развиваются феномены "бегства из столицы" (по мере
укрепления центральной власти) и "бегства в столицу" (в провинции никто не защитит
подданных от произвола "государевых слуг"). По мере разрастания столицы растет
коррупция правительства. Коррупция — "теневая власть" столиц; к ней прибегают для
обхода законов.
Превращение финансов и кредита в ресурс государства ведет к росту зарубежных
влияний на внутреннюю политику империй. Ватикан (в католицизме) и Константи-
нополь (в православии) инициировали долгосрочные кредиты государствам Западной и
Восточной Европы, связывая это с насаждением здесь разных версий христиан-
ства. По мере обращения автохтонного населения в лоно христианства религиозные
центры (папы и патриархи) стремятся приобретать в государствах-кредиторах свет-
ские, политические должности. По мере реализации этого стремления растет рынок
кредита и ценных бумаг. В результате правительства империи попадают в зависи-
мость от международных финансовых организаций.
Ф. Бродель делал вывод: нет сущностного различия между Западом и Востоком,
империями Европы и Азии. Указанные процессы есть одновременно действующие
причины силы и падения империй. Европа, Турция и Россия, западное, восточное
христианство, ислам — частные случаи универсальных процессов. Политика империй —
"замкнутый круг" решения одних проблем, перед которыми бессильны реакционеры,
консерваторы, реформаторы, революционеры. Эти проблемы заполняют сферу госу-
дарственной жизни империй, соединяя власть с собственностью. Потому политика как
сфера реализации свободы, равенства и справедливости просто не может появиться.
Политическая борьба ведется за доступ к источникам дохода. В этом — основа эта-
тистских концепций "позитивной свободы".
Универсальные проблемы накладываются на особенности распада империй. Возник-
шие на развалинах империй государства обладают силой самосохранения даже в не-
благоприятных обстоятельствах. Распад империй обнаруживает рост силы государства
в политике. В период распада новые государства становятся "змеиным клубком инте-
ресов", зависимостей и карьер; государство превращается в самоценность, утрачивая
способность к решению социальных проблем. Зато оно удовлетворяет материальные
интересы людей, не создающих ни материальных, ни духовных ценностей; генезис
новых правящих клик по мере распада империй превращает государство в сословный
институт [16].
История сама учит, как сделать из неё фальшивку.
Станислав Ежи Лец
Россией управлять просто, но бесполезно...
император Николай Павлович
Не важно, черный кот или белый, но лишь до тех пор, пока он продолжает ловить мышей.
Дэн Сяопин