Казацкая Украина.
В царствование Иоанна край стремительно преображается. Еще в 1600 году это были относительно редконаселенные земли, покрытые казацкими городками и хуторами (Киев был единственным в крае настоящим городом). Из края вывозили главным образом только меха, мед, воск, рыбу, скот; гнали большие гурты волов в Польшу и русское Черноземье. Разведение волов и овец было главной отраслью местного хозяйства, и вол сделался в крае меновой единицей: считали на волов как червонные золотые. Хлеба выращивали столько, сколько было необходимо для местных нужд.
Освобождение Греции буквально перевернуло экономику края, резко повысив спрос на товарный хлеб. Именно Украина (как я упоминал выше, из русского Черноземья хлеба в Грецию уходит относительно немного) становится как во времена древней Скифии основным поставщиком хлеба в Грецию.
Казаки, награбившие приличные состояния на Средиземноморском корсарстве, становятся основателями первых «интенсивных хозяйств» в крае. Хутора Левобережья, Поросья и Брацлавщины превращаются в крупные фермы с хозяйственными постройками, рабочим скотом и новыми, железными орудиями. Редконаселенность края ведет к дефициту рабочей силы, и казаки ничтоже сумняшеся начинают использовать в этих хозяйствах труд рабов-мусульман, захваченных в рейдах на побережья Анатолии, Сирии и Египта. Казацкая старшина основывает огромные хозяйства, не уступающие по масштабам латифундиям московской знати в Черноземье.
С развитием товарного производства хлеба Украина становится ареной масштабной торговой интервенции греков. Обосновавшись на побережье, открыв крупные фирмы в Киеве и Каменце-Подольском, греки распространяют свои представительства по всему краю и быстро захватывают хлебную торговлю, скупая хлеб у производителей. Немногочисленное и не успевшее развиться местное купечество быстро сдает позиции пронырливым эллинам, вскоре превратившимся в «торговое сословие» края. В Брацлаве, Переяславе, Нежине возникают крупные греческие поселения. Со временем греки благодаря смешанным бракам частично начинают ассимилироваться, а среди казацкой шляхты появляются греческие фамилии (н.п. Полетики, Капнисты).
Впрочем «рабовладельческий» период на Украине не был длителен. Массовый исход крестьян на восток из разоренных войной Волыни и Галичины резко увеличил население края, а землевладельцы предпочитали «осаживать» этих крестьян на наделы при условии несения отработочной ренты.
Начинается масштабное расхищение служилой шляхтой и казацкой старшиной свободных степных земель между Днестром и Днепром до моря. В сущности под высоким покровительством «старшины генеральной» и при ее активном участии идет «дикая приватизация» земли и образование латифундий, владельцами которой становятся как казаки, так и потомки старинной местной знати – Немиричи, Святолдичи ,Булыги, Курцевичи, Аксаки и пр. Особенно нагрел руки тогдашний киевский воевода – князь Илья Четвертинский, равно как и не упустил своего бывший Самборский шляхтич Петр Конашевич – ныне гетман Сагайдачный. Димитрий, нуждавшийся в поддержке казаков против Москвы, уделял мало внимания краю, где местный уряд дал полный простор своей своекорыстной деятельности.
Чтобы оценить масштабы хаотичности процесса, достаточно одного примера. В 1615 году на почве дележа земли в Побужье вспыхнул конфликт между Брацлавским воеводой – князем Ефимом Богушевичем – Корецким, и вдовой покойного гетмана Романа княгиней Софьей Ружинской. Располагая огромными связями, вдова действовала решительно. Заручившись негласной поддержкой «гетманского уряда», и явной – родственника, князя Адама Ружинского, занимавшего высокую должность в Константинополе, белоцерковского казацкого полковника князя Дмитрия Булыги-Курцевича и киевского генерального судьи Михаила Силы, княгиня собрала «на разборку» со всех своих имений огромный отряд из числа казаков, военных слуг и крестьян — всего около шести тысяч человек. И именно во главе такой мощной армии княгиня София отправилась на приступ главного имения князя Корецкого — городка Черемошны, расположенного вблизи Бердичева. «С большой арматой, с пищалями, пушками, ружьями, мушкетами, колчанами, с копьями, рогатинами и другим к войне пригодным оружием, конно и пеше, с оружием, со знаменами, бубнами, трубами и литаврами, обычаем вражьим, на город и замок, силой, насилием, нежданно, негаданно, с большими силами наступив и наехав, армату, пищали, пушки на город и замок направив, в трубы, литавры и бубны ударив и крик подняв большой, из пушек, пищалей и ружей стрелять начали, а затем, ударив штурмом на город и замок, до самого вечера языческим вражьим обычаем, великим нашествием завоевывали. А город и замок захватив, ограбили языческим вражьим обычаем, до пня сожгли и в ничто превратили».
Интенсификация торговой деятельности приводит к определенному росту городов, но настоящими многолюдными городами с развитым ремеслом являются только Киев и Каменец-Подольский. Выделяются так же Нежин, Переяслав, Полтава, Брацлав, Винница и резиденция казацких гетманов – Чигирин.