В целом по Сенявину.
Из-за его политических предпочтений, даже попыток провести ремонт он не предпринимал, очень не желая воевать за французов, если я правильно понял коллегу guest.
Только вот проблема — 3 ноября Сенявин входит в бухту Тахо, а 17 ноября португальская эскадра ушла в Бразилию, разграбив и погрузив на борт все склады.
И второй вопрос — а зачем Сенявину в этот момент ремонтироваться?
Он оказался между двух огней — на суше Жюно, который по готовности эскадры прикажет выйти в море.
На море — англичане, для которых ремонт кораблей — акт недоброжелательности со стороны русских.
Ибо Сенвин в Лиссабоне — не губернатор, и не правитель. Он реально не знает положения вещей.
В результвате чего ремонт эскадры не был произведён, что уже изрядный минус ему как флотоводцу. Вопрос оналичии материалов и мощностей здесь уже вторичен.
Во вторых он отказался от прорыва к ремонтным материалам в Кадисе до подхода Коттона.
В третьих после подхода превосходящих сил он не выполнил приказ императора
снять людей, корабли сжечь или затопить, так чтобы они не могли бы сделаться добычею неприятеля»
Таким образом имеем два ошибочных решения, а Милюков сказал бы иначе, и одну передачу кораблей неприятелю, условия которой были в дальнейшем грубо нарушены:
1. В первый же день в Портсмуте они ВОПРЕКИ КОНВЕНЦИИ потребовали спуска русских флагов. Разумеется "храбрый" Сенявин тут же подчинился.
2. ВОПРЕКИ КОНВЕНЦИИ русские экипажи не были немедленно отправлены в Россию. Их отправили только предварительно выморив голодом.
3. ВОПРЕКИ КОНВЕНЦИИ довольствие русских экипажей было ниже всех норм. Мясо не выдавалось вовсе, даже сухарей получали треть нормальной порции. Не хватало и риса, которым приходилось восполнять недостаток в сухарях. Очень плохо было и то, что экипажи русской эскадры скупо и небрежно снабжались даже питьевой водой.
Результат: “число русских людей, умерших здесь, настолько, что его нельзя и сравнить с числом умерших за все время нынешних моих кампаний” (с) Сенявин. Характерно, что он пишет о кампаниях в множественном числе (mes campagnes actuelles), понимая все время от начала плавания эскадры в 1805 г.
ВОПРЕКИ КОНВЕНЦИИ англичане просто захватили "Рафаил" и "Ярослав" и не пожелали дать квитанции касательно всего, что было найдено на борту обоих судов.
ВОПРЕКИ КОНВЕНЦИИ Сенявину не выдали квитанции на отобранные у него в Портсмуте порох, пушки и паруса.
Отношение у меня к нему соответсвенно где-то на уровне Небогатова.
Хотя ранее конечно, пользы от него было значительно больше чем от всех цусимских флотоводцев вместе взятых.