Олег пишет:
Траверсе тот ещё флотоводец
Э-э... В 1801 году, командующим Черноморским флотом был не Жан-Бадист де'Траверсе (назначен на должность Главного командира Черноморского флота 21 мая 1802 г.), а Вилим Петрович фон Дезин — — адмирал, родился 1740 г., умер 30 декабря 1826 г. В 1754 г. поступил в Морской кадетский корпус, в 1757 г. произведен в гардемарины и плавал (1754—1758 гг.) ежегодно из Кронштадта в Архангельск и обратно; 1758 произведен в мичманы и плавал на брандерном фрегате "Салафагел" до Копенгагена. Следующий год фон Дезин находился при описи Прусских и Померанских островов; в 1760—1761 гг. участвует в Кольбергской экспедиции в качестве адъютанта начальника русского морского десанта, капитана 1 ранга Спиридова; в 1762 г. произведен в унтер-лейтенанты, а в 1764 г. в лейтенанты. В 1769 г., на корабле "Евстафий Плакида", под командою капитана 1 ранга фон Круза, пошел в Средиземное море в эскадре адмирала Спиридова; 30 июля произведен в капитан-лейтенанты и участвовал в Морейской экспедиции; затем был переведен на корабль главнокомандующего графа Орлова "Три Иерарха", на котором был 25 июля 1770 г. в Чесменском бою. Затем сам командовал 16-пушечным фрегатом "Св. Павел", после чего вступил во временное командование флагманским кораблем "Три Иерарха", сдав который в 1771 г., остался на том же корабле в должности казначея при графе Орлове. 24 июня 1771 г. произведен в капитаны 2 ранга и участвовал 2 ноября в десантной вылазке, при атаке крепости на острове Митилене. 1772 г. фон Дезин, командуя кораблем "Всеволод", крейсировал в эскадре контр-адмирала Елманова, которая пошла для поиска от Аузы до Дарданел, где и заняла станцию. 19 мая было заключено перемирие до 1 ноября. Турки обязались не предпринимать никаких наступательных и подготовительных действий; но 19 сентября главнокомандующий, будучи около острова Хиоса и, получив официальное извещение о разрыве перемирия, послал отдельную эскадру для блокады Дарданел и для розыска турецких судов. Одна из эскадр была поручена командиру фрегата "Северный Орел", капитану 2 ранга фон Дезину, и состояла из трех фрегатов, 1 пакетбота и 1 полаки, и пошла занять место в Самосском канале: но действия фон Дезина ограничились лишь взятием нескольких незначительных призов. Здесь фон Дезин простоял до 16 июля 1773 года, когда со своими судами вошел в состав отряда контр-адмирала Елманова, долженствовавший идти и атаковать крепости Бодрум и Станчио сделать всевозможный вред берегам и вывести из-под Бодрума стоявшие там фрегаты; но эта экспедиция оказалась очень неудачной. 10 июля 1774 г. был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, и тем окончилась Архипелагская кампания. Фон Дезин вернулся обратно в Россию и был назначен, в 1776 г., командиром корабля "Европа"; а 7 июля произведен в капитаны I ранга и назначен в комиссию для разбора журналов, планов и карт архипелагской экспедиции и для составления по ним исторического описания. В 1778 г. 10 октября фон Дезин был назначен начальником 8-ой эскадры, состоящей из судов: корабли: "Слава России", "Благополучие" и "Твердый", фрегаты: "Мария", "Александр" и "Воин". В 1779 г. фон Дезин плавал в Балтийском море со своею эскадрою того же состава; лишь "Слава России" заменен кораблем "Царь Константин". 28 февраля 1780 г. была объявлена знаменитая декларация о вооруженном нейтралитете, и, для поддержания объявленных Императрицею начал, было снаряжено три эскадры контр-адмиралов Борисова и Круза, и из Архангельска под командою старшего из капитанов, капитана I ранга Вилима фон Дезина; она состояла из 2-х 66-пушечных кораблей "Не тронь меня" и "Иануарий" и 2-х пинков "Евстафий" и "Кола". Эта эскадра должна была плавать к Нордкапу и до Белого моря, охранять торговлю и уничтожать каперов. Коллегия, ввиду большой болезненности на эскадре в прошлом 1779 году (в эскадре Хметевского, посланного для того же), на этот раз распорядилась, чтобы был отпущен на суда "сбитень на один месяц, сахарная патока для употребления с кашей и вяленый щавель для щей". У Нордкапа рекомендовалось собирать щавель и траву, называемую Кокляриум; число медикаментов увеличено, но врача не назначено, ибо вместо него признано возможным назначить "хорошего подлекаря". Эта эскадра только 10 июня пошла по назначению, 23 июля начала свое крейсерство, а 13 августа пинки, по случаю увеличения числа больных и по имеющейся у них течи, пошли к своим (то есть отечественным) портам. Через 5 дней корабли тоже ушли к своим портам; при этом случилось следующее: пинки шли сначала соединенно, но 19 августа разлучились; 1 сентября они опять видели друг друга, но на следующий же день потерялись из вида и разлучились. 9-го сентября "Евстафий" погиб у берегов пустынного шотландского острова Грофкерри (из 176 человек команды, 6 женщин и 3 детей 5 матросов спаслось на обломках), 15-го, сентября "Кола" встретил корабль "Иянуарий", у которого грот-мачта была сломана; условились идти соединенно, но на следующий день суда опять разлучились. 23 сентября фон Дезин со своим кораблем пришел в Копенгаген, не имея никаких известий о судах его эскадры, и, воспользовавшись тем, что эскадра контр-адмирала фон Круза шла в Кронштадт, присоединился к ней, куда и пришел 17 октября. Суда же его эскадры: "Иянуарий" без грот-мачты под фальшивым вооружением спустился в Берген, где чинился и зимовал; "Кола", имея 3 умершими и 17 человек сильно больными, 2 октября пришел в Копенгаген, где тоже зазимовал. И так, фон Дезин пришел один, растеряв свои суда по дороге, за что и получил выговор от Адмиралтейств-Коллегии, в котором еще ставилось ему на вид: "в присланном рапорте пропущено число больных и время, когда рапорт писан". 1782 г. июня 7 Д. назначен был командовать судами Азовской флотилии, под главной командой начальника заводимого на Азовском и Черном морях флотов адмирала Алексея Наумовича Сенявина; 28 июня того же года он произведен в капитаны генерал-майорского ранга, а 14 июля в контр-адмиралы; в 1787 г. сентября 22 произведен в вице-адмиралы. В 1787 г. снаряжалась эскадра под командою адмирала Самуила Карловича Грейга. Его, в письме от 27 марта 1788 г. граф Безбородко спрашивал: "каких флагманов он наиболее способными находит в архипелагскую экспедицию", и на это Грейг отвечал: "из старших (старшинство в линейной службе весьма уважалось) Вилим фон Дезин (вице-адмирал) наиболее для этого способный; это хороший моряк, хорошо знающий службу: он служил в Архипелаге в течение всей последней кампании (1769—1774). Единственный его недостаток состоит в несколько излишней осторожности в тот момент, когда подлежит рисковать совершенно всем". 2 июня фон Дезину было поручено с эскадрою 3—100 пуш. корабля "Саратов", "Три Иерарха", "Чесма", фрегат "Надежда" и 5 транспортов, и предписано идти к Копенгагену, перейти Зунд и ожидать остальные суда эскадры Грейга. 5 июня фон Дезин снялся с Кронштадского рейда; 10-го он приблизился к острову Готланду, где встретился со шведскою эскадрою, состоящею из 12 кораблей, 5 фрегатов и 3 катеров, находившеюся под командою брата Шведского короля Густава III, — генерал-адмирала шведского флота, герцога Карла Зюдерманландского. Герцог в 11 ч. утра прислал к фон Дезину офицера с требованием уведомить, куда наша эскадра идет и какое ее назначение. Фон Дезин ответил, тогда герцог потребовал салюта, но трактата о салютах со Швециею не было, а потому это была лишь придирка, чтобы вызвать русского адмирала на дерзость. Фон Дезин отсалютовал герцогу выстрелами и объявил, что он делает этим вежливость особе главнокомандующего шведским флотом, как брату короля. Герцог ответил ему 8-ью, как младшему. Этим инцидент был исчерпан, вызов не удался. Разойдясь с неприятелем, фон Дезин пошел дальше, но за противными ветрами лишь 29 июня пришел в Копенгаген, где скоро и получил указ от 27 июня о начале военных действий со шведами. В это время он уже был по ту сторону бара; ему нужно было проводить наши два транспорта "Кильдюин" и "Соломбалу", следовавшие в Архангельск с пушками, для строившихся там судов. Миновав Скаген и Дернеус, он, не встретя шведских судов, решил отпустить транспорты одни; но как только транспорты отошли от эскадры, за ними погнались 3 шведских фрегата, которых фон Дезин не видал. "Кильдюин" был взят в плен, а "Соломбула" избежал плена, вернувшись к эскадре, увидавшей лишь результаты случившейся с ними драмы. Фон Дезин поспешно снялся с якоря, погнался за шведами, но безуспешно: они скрылись в шхерах. Фон Дезин оправдывался, но его оправдания были неосновательны, а потому и вызвали неудовольствие Адмиралтейств-Коллегии. Храповицкий в своем журнале указывает, что раздраженная императрица сказала: "Тот виноват перед отечеством, кто ввел обоих фон Дезинов в адмиралы". Брат Вилима Петровича, контр-адмирал Мартын фон Дезин, медлил и очень плохо распоряжался в Гогландском сражении. 16 августа Вилим фон Дезин со своим отрядом был вызван в Копенгаген, где он и получил новые инструкции: 1) Чтобы фон Дезин поспешнее переходил обратно в Балтийское море и готовился к военным действиям. 2) Стараться получить содействие датчан и с ними блокировать Карлскрону, что необходимо, дабы пресечь сообщение шведского флота и с его главным портом; причем указано фон Дезину, что он со своими судами — вне всякой опасности, потому что адмирал Грейг не выпустит шведского флота из Финского залива без нового сражения и будет его преследовать. 3) Фон Дезин, даже если не получит подкрепления от датчан, должен идти и блокировать Карлскрону и сразиться со шведским флотом, если он будет возвращаться туда из Финского залива, истощенный после нового сражения с Грейгом. Во всяком же случае, стеречь его там и преградить ему путь, а потом возвращаться зимовать в свои порты. — Из Архангельска пришли суда под командою контр-адмирала Повалишина и вошли в состав эскадры фон Дезина, у которого к 30 августа собралось: 3—100-пушечных, 2—74-пушечных и 2—60-пушечных — всего 7 кораблей, 3 фрегата, 2 катера и 4 транспорта, да еще от датского правительства 3 корабля и 1 фрегат. Фон Дезин беспрерывно получал от Грейга самые точные указания, что делать; но он все время медлил и только 23 сентября занял пост между южной оконечностью Эланда и шведским берегом, имея крейсеров за Эландом в море и у Карлскроны; здесь он получил приказание, по окончании кампании, идти в Копенгаген, а на зимовку перейти в Христиансанд или Флекере и строжайший наказ от Грейга, чтобы оставаться в крейсерстве до самого позднего осеннего времени, т. е. до половины или исхода ноября, когда уже шведскому флоту не будет никакой надежды туда возвратиться. Но фон Дезин поступил совсем иначе: 17 октября, то есть уже после кончины Грейга, фон Дезин, будучи у Карлскроны, получил от Козлянинова следующее известие: 1) эскадре покойного Грейга велено идти на зимовку; 2) эскадра фон Дезина будет усилена 3 линейными кораблями (скажи фон Дезин хоть слово, ему прислали бы еще больше судов); 3) напоминалось принять все меры, дабы не пропустить шведский флот в Карлскрону. Фон Дезин вполне имел возможность доставлять на все свои суда свежую провизию и пресную воду: пост был спокойный и климат теплее Ревельского. Козлянинов держался в открытом море под Наргеном почти до половины ноября и ушел в гавань, лишь по Высочайшему повелению. Следовательно, можно было ожидать, что фон Дезин, имея столько судов и удобное сообщение, простоял бы во всяком случае не меньше. Как только фон Дезин получил от Козлянинова вышеуказанные известия, он собрал совет, на котором было постановлено держаться у Карлскроны еще лишь 3 дня, то есть по 20 октября, говорили: "все уже наши суда пошли к портам, так нам-то здесь за что же дольше других оставаться?" В донесении своем в Петербург он не очень стеснялся в доводах, принудивших его оставить столь важный и ответственный пост, как блокада главного шведского военного порта. Он в своем донесении написал, что пресной воды у него остается не свыше как на 3 недели (а потому простоять решил лишь 3 дня), что "некоторые корабли" имеют повреждения (все суда его были новые), что у него на эскадре много больных и некоторые другие причины. Одним словом, это было окончательное нарушение Грейговских планов и предположений на нынешнюю кампанию. Фон Дезин 20 октября, даже не дождавшись посланных к нему от Наргена 3 кораблей, ушел в Копенгаген и 30 октября перешел на мелководье. Не умея уладить с датским портовым начальством, он замедлил переход в Христиансанд, пропустил попутный ветер и простоял до 22 ноября, то есть около месяца; а тогда задул противный ветер и пошел лед. Фон Дезин тогда начал поспешно располагаться в Копенгагене на зимовку; при этом 3 корабля были поставлены на мель. Вопреки всем инструкциям, лишь 26 ноября он назначил крейсерский отряд капитана Овцына в Каттегат, пропустив много времени; отряд этот—2 корабля, 2 фрегата и катер — только 2 декабря мог тронуться по назначению. 3-го декабря вода в проливе поднялась, и пошел густой массой плавучий лед и заставил отряд Овцына возвратиться, причем лишь один корабль успел вернуться к эскадре, а остальные суда застряли во льду. Ночью, 4 декабря, мороз усилился столь сильно, что весь пролив покрылся льдом толщиною в 2 вершка. Днем сильно прибыла вода, а к ночи лед всей своею массой тронулся к востоку и с собою потащил все наши суда и стал нажимать их к шведскому берегу. К счастью, к утру суда успели задержаться. Далее с 5—12 декабря суда были в большой опасности, плавая то к шведским, то к датским берегам вместе со льдом. Наконец, 20 декабря получен был приказ фон Дезину сдать эскадру контр-адмиралу Повалишину, а самому ехать в Петербург. Получив еще вначале известие, что эскадра не вошла в порт, а показался уже лед, Императрица сказала: "Фон Дезин проспит и потеряет 11 кораблей". Тем не менее, он 27 ноября 1792 г. награжден был орденом Св. Георгия 4 ст. за 18 морских кампаний, а 23 сентября 1793 г. орденом Владимира 2 ст. В 1794 г. Дезин назначен был главным командиром учебного флота и галерного порта; 13 ноября 1796 г., то есть уже после вступления на престол Императора Павла — награжден орденом Анны 1 ст., а 8 июня 1797 г. произведен в адмиралы, с назначением начальником дивизии Красного флага, и 8 августа сдал начальство над учебным флотом. В 1798 г. назначен Дезин был директором Балтийского штурманского училища и исправлял временно должность главного командира Кронштадтского порта, за отсутствием адмирала Пущина. В 1799 г. января 21 назначен главным командиром Черноморского флота. В бытность фон Дезина главным командиром Черноморского флота, шла война с Франциею в Средиземном море, и наш флот, под командой Ушакова, соединенно с турками, успешно действовал против неприятеля. По воле императора Александра I был учрежден "Комитет по образованию флота" и поручено ему одределить состав необходимого для России флота сообразно морским силам соседних государств, а затем заняться пересмотром всех морских регламентов, уставов и штатных положений для флота и его управлений. Комитет этот состоял под председательством действительного тайного советника графа A. P. Воронцова, а членами его были назначены адмиралы: В. П. фон Дезин, Н. С. Мордвинов, Балле и Монаров, вице-адмиралы Карцев и П. В. Чичагов, — он же и докладчик у государя — и капитан 1 ранга A. С. Грейг. Комитет рассмотрев и выполнив порученное ему дело, был закрыт 5 апреля 1805 г. (П. С. З. № 21703); — фон Дезин был тогда назначен членом адмиралтейств совета. Одновременно с занятиями в "комитете для образования флота", фон Дезин с 21 мая 1802 г. был присутствующим в Правительствующем Сенате, а 1 января 1810 г. был назначен членом Государственного Совета по департаменту военных дел с оставлением в сенате, где он заседал до 1804 г. в 4 департаменте; 1805—1808 в 5 департаменте; 1808—1826 в 1 отделении 5 департамента. В 1826, в день коронации Императора Николая I-го был пожалован орденом св. Владимира 1 ст.