Александр Шлакин сам.. ¶
Александр Шлакин сам пошел в армию. Теперь он может оказаться за решеткой
В организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» обратилась Елена Богословская, родственница Александра Шлакина, который участвовал в трагическом инциденте в ночь с 8 на 9 апреля, когда во время учений погибли два офицера. Их расстреляли из танка. Военная часть в Каменке, как известно, «славится» трагическими происшествиями.
– Мы были там после того, как погибли эти двое офицеров на учениях, познакомились с полковником, которого временно назначили исполнять обязанности командира части, а сейчас его уже тоже сняли, — сказала корреспонденту «СП» председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. – С новым, только что назначенным пока не знакомы, но надеемся на взаимодействие. В Каменке очень тяжелая ситуация: и убийства, и воровство, и необученные, нетренированные солдаты. Мы много лет это наблюдаем. А теперь боимся, что виноватым в том, что произошло, сделают солдата, хотя виновата система: там проблемы и с техникой, и с личным составом, и с управленцами.
Так, спустя два месяца после инцидента постепенно проясняется картина трагедии, о которой раньше никто кроме «Солдатских матерей» не хотел говорить. Возбуждено уголовное дело по статье 349 УК РФ — «Нарушение правил обращения с оружием, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Солдат Александр Шлакин, тот самый, который сделал роковой выстрел, запросил помощи.
С его слов, дело было так: экипаж танка потерял ориентировку и не мог выйти на цель, о чем неоднократно докладывал по рации комбату. Подсветка на панели приборов была недостаточной, поэтому не все показатели были видны четко. В результате пушка танка оказалась развернутой на 180 градусов. От комбата и командира танка последовала команда стрелять. Снаряд попал в вышку, где находились офицеры.
Идет следствие. Обвинение пока никому не предъявлено. Но родственники солдата, который в том учебном бою был наводчиком, считают, что Шлакина делают козлом отпущения. Командование пытается доказать, что солдат-срочник был обучен, регулярно участвовал в стрельбах. Но здесь много нестыковок.
Срочно заменены лампочки на панели приборов танка, о плохой работе которых Александр неоднократно докладывал ротному, но никакой реакции от него вовремя не добился. «В последнем учебном бою, — сообщает Елена Богословская, — племянник доложил командиру, что ему не приходилось стрелять штатным снарядом вообще и в ночное время в частности. Это заявление было проигнорировано командиром».
— Мы стреляли по учебным целям только днем, ночью я ни разу не стрелял, сказал об этом перед заездом во время учений командиру роты, но он промолчал в ответ, — рассказал Александр Шлакин «Свободной прессе», — я вообще-то думал, что, наверное, в лес попал. В прибор я увидел цель, сообщил командиру танка: наблюдаю мишень. Командир сказал об этом комбату, тот дал команду сделать выстрел. То, что я принял за цель, очевидно, была то ли лампа, то ли ноутбук у офицеров на вышке. Во время стрельб все это должно быть отключено, подсвечивается только мишень. То, что я наблюдал в прибор, выглядело совершенно также, как мишень. Никакой разницы.
«СП»: — Какие функции вы исполняли в том бою?
— Я был наводчиком.
«СП»: — Кто-нибудь из командиров уже наказан за то, что случилось?
— Комбрига сняли с должности. Говорят, что за это. Когда приехала комиссия из Москвы, то сказали, что для данного вида упражнений должны были быть использованы бронебойные снаряды, а мы действовали осколочно-фугасными.
«СП»: — В чем разница?
— У осколочно-фугасных снарядов большая поражающая сила, осколки разлетаются и поражают все в радиусе 50-100 метров. А если бы стреляли бронебойными, то та же вышка была бы пробита, но офицеры могли остаться в живых. Такими же снарядами мы стреляли и в учебке.
«СП»: — Почему вы не увидели, что пушка была развернута в противоположном от цели направлении?
— Показатель положений пушки не подсвечивался на приборе. Я как раз об этом докладывал командиру роты, старшему лейтенанту, но тот ничего не сказал.
«СП»: — Когда вы узнали, что попали в вышку?
-Утром, после учений. Сейчас следователь говорит, что все против меня, что меня посадят. Что я ни говорю следователю, все против меня получается. Но виноватых в той ошибке много.
— Сейчас и следователь, и назначенный следствием адвокат настоятельно советуют Саше никому ничего не рассказывать, не привлекать внимания прессы к ходу следстви, — рассказала «Свободной Прессе» родственница Александра Шлакина Елена Богословская, — Две недели назад, когда родственники пришли собирать деньги на адвоката, я поняла, что его хотят сделать крайним. Бесплатный адвокат тут же затребовал 15 тыс.рублей. Я считаю, что его ошибка — это следствие работы всех вышестоящих офицеров. Не сам же он стрелял по собственному желанию. В армии все делается по приказу. Он просто выполнил приказ, который ему дали. Значит, это ошибка тех, кто давал приказ, а Саша был лишь исполнителем.
«СП»: — Хорошим исполнителем? Он был достаточно подготовлен для ночного боя?
— В том-то и дело, что нет. В те дни, когда у них зимой были учения, Саша был в отпуске, у него тогда дочка родилась. Он никогда не стрелял штатным снарядом, и тем более, ночью. Сказал об этом командиру, но тот его обращения игнорировал, пожал плечами и вся реакция. Также было и с панелями управления в танке. Все эти недочеты копились, и вот они «выстрелили».
«СП»: — Как Саша относится к армейской службе?
— Он пошел в армию по собственному желанию, он готовился к ней, закончил автошколу, получил водительские права. Он сознательно на это шел. 25 июня прошлого года у него была защита диплома, 27 июня он женился, и у него была отсрочка от призыва до осени, но он сам хотел поскорее отслужить. Саша из многодетной семьи, которая живет в Ивановской области, закончил училище, техникум, сельхозакадемию в Иванове, на двух работах работал, чтобы не просить денег у родителей и содержать себя самому. Никогда не просил помощи. Я и сейчас не сразу узнала, что эта беда произошла именно с ним. Но ведь это могло случиться с кем угодно другим. Потому что на самом деле это вина командирского состава: их недоучили, а потом повели ночью стрелять боевыми снарядами. Ему сказали: если явится с повинной, может быть, условно дадут. Но сейчас все идет к тому, что срок будет не условный. А дочке 4,5 месяцев, жена в Кинешме ждет его…
P.S. Мы пытались получить ответы на поставленные Александром вопросы у следствия. Однако в военном следственном управлении ЛенВО комментарии до окончания следствия не дают.