Пух пишет:
Что стоит отметить.
1. Катары — не дуалисты. Мышление человека во многом бинарно, в любой религии есть мораль. То есть тпротивопоставление Добра и Зла для любой религии естественно. Но кто сказал, что у катаров, как у манихеев, Добро и Зло равны? Это не так.
2. Катары — не гностики. "Гнозис" — тайное знание, герметическое, а у катаров это знание простое и очевидное. Они считали, что истина содержиться уже в молитве "Отче наш".
3. Катары — это христиане, но не кафолики. Они отрицали Троицу, божественность Христа, Воскресение во плоти. Но сами себя считали истинными христианами — Церковь, по их мнекнию, отклонилась от истинного пути еще при папе Сильвестре. Больше же всего катаризм похож на учение Валента и Маркиона. Много сходствав и с богомилами.
При желании с христианством можно скрестить все, что угодно, хоть гомосексуализм. Но это уже будет не совсем христианство. Тем путем, который Вы предлагаете, можно в христианство записать большую половину гностицизма, а равно и мусульманство, которое тоже отрицало Троицу и божественность Христа. Поэтому, увы, подобный метод невалиден, как говорят социологи.
У манихеев, кстати, добро и зло не равны. И даже в классическом зороастризме они не равны. И вопрос не в дуализме катаров, а в их сатанизме — т.е. поклонении тому, что христиане считают злом, и отрицании того, что христиане считают благом. Материальный мир, согласно катарам, манихеям и проч, сотворил злой бог — или дьявол, а с т.з. христианства — добрый бог — т.е. христиане отождествляют бога Ветхого и бога Нового заветов. Мне тоже не кажется, что один и тот же бог, но раз уж христиане так решили, любая иная т.з. будет антихристианской, а в манихейско-гностической интерпретации ветхозаветного божества — чистым сатанизмом (моя т.з. иная — это просто разные боги, которые так или иначе уживаются в нашем реальном мире — отдали израильтяне мусульманам Сектор Газа — значит Аллах одержал верх над Яхве; бывало и наоборот — в 1967; но власть Яхве никогда не простиралась за пределы Государства Израиль).
"Я могу понять политиков, запрещающих людям свободно обсуждать и толковать прошлое. Не понимаю только одного: у них-то какие могут быть претензии к Гитлеру или Сталину?"
С.Б.Переслегин