ВЛАДИМИР пишет:
Согласитесь, разница есть.
В данном аспекте — да. Но ваши феодалы не были головой — ибо голова отвечает за тело, а они этой ответсвенности нести не желали. Служили "2 месяца в году", в остальное время лишь потербляя те блага, что предназначались им за службу. Крестьянину было всё равно, кто его грабит и уводит его дочерей — "свои" или "чужие"; кто бы ни жил в замке на холме, порядок был один и тот же. Поначалу он собирал положенные налоги, а затем начинал требовать всё больше, подкрепляя своё право избиением крестьян. "Их преследуют пожарами, грабежом и войной, — писал современник, — их бросают в темницу и накладывают на них оковы, а потом заставляют платить выкуп или же морят голодом и подвергают всевозможным пыткам...".
Он обошёлся с крестьянами грубо,
Выбил глаза, не оставил и зубы,
Многих вилланов он на кол сажал,
Жилы тянул, кости рук отсекал.
Прочие были живьём сожжены,
Иль раскалённым свинцом крещены...
Голова — это власть, исполняющая свой долг перед управляемыми. Феодалы такой властью небыли. "Вчерашнебандисткое" правительство становится головой, когда начинает заботится об управляемых. Во Франции такой властью стала власть королевская, вдохновляемая христианским идеалом государства.
"Людовик IX (1226-1270), вступил на престол ребёнком, и прошло пять лет, прежде чем он, возмужав, восстановил в стране мир и порядок. Людовик был христианским государём, истово верующим в бога и старавшимся, в меру сил, приблизить на земле Царство Божие. Он был последователем святого Франциска; он создавал приюты для бедных, кормил за своим столом нищих и, одетый в грубую мешковину, с посохом в руках совершал паломничества в знаменитые монастыри. В свободное от молитв и государственных дел время Людовик сидел под дубом в Венсеннском лесу и выслушивал всех, кто приходил к нему с жалобами и просьбами. Чтобы восстановить справедливость, он создал королевские суды и постановил, что всякий, кто недоволен судом сеньора, может прийти к королевскому судье. Король запретил варварский обычай, когда тяжба решалось поединком и побеждал сильнейший — в новых судах всё решал закон, римское право, которому учили профессора университетов.
Король хотел сделать людей счастливыми, он молился за них богу, снижал повинности и освобождал крестьян в своих имениях. Он хотел смирить буйное рыцарство и обратить его к богу — и, собрав своих вассалов, отправился в 1248 году в крестовый поход. Благочестивый король был разбит египетским султаном и попал в плен; в Париже поднялась паника, и десятки тысяч простолюдинов собрались, чтобы отправиться за море спасать короля; они огромными толпами двинулись на юг Франции, грабя по дороге монастыри, которые не хотели помочь им деньгами. В конце концов, Людовик был выкуплен из плена, совершил паломничество по святым местам и вернулся в Париж с великой христианской реликвией — терновым венцом, которым когда-то короновали Иисуса. Для этой реликвии он построил дворцовую церковь, "капеллу" — такую же, какая была у Карла Великого в Аахене. В старости король часами сидел в этой капелле, глядя на терновый венец и размышляя о заповедях Христа, о судьбах людей и предназначении королевской власти. Он часто вспоминал, как во времена мятежа баронов в дни его юности парижане пришли к его матери и уговорили её вернуться из Монтлери в Париж — это была дорога в несколько лье. И вот он ехал с матерью по дороге среди заснеженных полей, а по обочине бесконечной толпой стояли вышедшие навстречу крестьяне и горожане. Они с надеждой смотрели на него — и многие тут же, в снегу, становились на колени и тихо молились за своего Короля."
Коллега, власть существует ради народа, а не народ — ради власти. И это и есть "правильный традиционализм"
Слава Богу, у нас в России в героические времена власть была именно такой. И в наши пассионарные века (XV-XVII) феодальных безобразий, рабства и угнетения собственного народа не было, а благородные воины СЛУЖИЛИ, а не удовлетворяли "волю к власти". Хотя по степени пассионарности вряд ли уступали вашим рыцарям.