Den пишет:
не верю в эффективные судовые рати времен князя Игоря против кочевников
Почему нет. Какая то стратегия внезапных нападений на приблизившиеся к лесным опушкам и водным источникам кочевья в сухой летний период вполне могла существовать, по крайней мере других реальных моментов для военного воздействия я не могу придумать, по крайней мере без телепортатора и ковра-самолета
Den пишет:
ут возникает вопрос - о каких русах вообще речь идет? Как мы знаем договор вместе с Игорем/Ольгой/Святославом подписали еще два десятка "светлых князей". Допускаю что там были и пресловутые "таврические русы" за которых столько копий сломано разного рода фольк-хисториками... Если они таки существовали до Тьмутараками времен Святослава то защита Херсонеса представляется куда более интересным и реалистичным делом. Это как один из вариантов ответа. При всей его недоказуемости он имхо не менее реален чем некая фантастическая угроза от киевских русов 10 века кочевникам.
Коллега, Вы меня пугаете.... Ну даже логически, если русы "импотентны" даже в лесостепной Приднепровщине вблизи своих наиболее вероятных баз и коммуникаций, тогда что они могут противопоставить кочевникам, что зимой, что летом, в степях Крыма и Приазовья, как они могут мешать переходить по льду пролив или кочевать через Перекоп, ктож им пулемет на ишуньские позиции выдаст?
Если Вы вызываете на офтоп, то вопрос этот не так то прост и без отсылок на фолкисторию, всё одновременно просто и сложно. В последние десятилетия естественнонаучный прогресс вскрыл для исторической науки возможность обращаться к данным палеоклимата, что ранее историки как то оставляли за скобками, сейчас же буквально не одна объемная работа претендующая на реконструкцию не может обойтись без палеореконструкции вмещающего ландшафта(как в советские времена не могли обойтись без кое чего другого), и да, Гумилев сделал это одним из первых. И тут и заметили, что Днепр ведь тоже не статичен, его уровень постоянно менялся в соответствии со своими циклами, за один XIX век достаточно регулярных наблюдений Днепр катастрофически падал как минимум два раза. Из мной читаных, Комар, Андрощук, Марков и Щавелев считают что по крайней мере до 910х никакого "из варяг в греки" через устье Днепра быть не могло из практической сложности преодолеть многочисленные пороги при низкой воде и под угрозой постоянных нападений степняков. И на самом деле такой торговый путь действовал восточнее, славяне и русы из бассейна Днепра поднимались по Десне, Сейму и Пслу и еще на своей территории намного спокойнее перебирались через водораздел на Тихую Сосну, Оскол и Северный Донец в салтово-маяцкий ареал, затем по Дону и Меотиде(Масуди называет Азовское море Славянским, Черное море у арабских писателей всегда ар-Руми-Ромейское море) выходили в Черное Море. Весь этот торговый путь маркируется шлейфом выпадений восточного серебра, большим количеством салтовомаяцких городищь и хазарских кирпично-каменных крепостей(на одной Тихой Сосне аж 6 штук), на славянской стороне - мощнейшими военно-ремесленными городищами типа Битицкого, Большегорнальского и Супрутского, древнейшего Чернигова и Шестовиц. Эта конструкция существовала где то с 830х годов, и лишь где то с 870-80х на Днепре появляется первая новая волна агрессивных пришельцев, а в 910х вторая и последняя, которая уничтожила всех предыдущих конкурентов и открытием пути через пороги осела в Киеве, бывшем до того второстепенным пограничным поселением. Впрочем она до последнего не забывала об удобстве прежнего пути, о чем говорит старание удержать за собой транспортные пункты Белой Вежи и Тьмутаракани. Да, в салтово-маяцком ареале собственно скандинавских находок практически нет, но их кране мало и значительно северо-западнее. И тут уж либо трусы, либо крестик, для многих "почвенников" подспудно признать что "ранние русы" фактически работали под общим контролем Хазарского каганата, были наемными бодигардами на службе сами понимаете кого, которые позже потребовали конечно перерасчета, но зашквара не отменяет, или... или бежать тогда сдаваться норманистам, для многих записаться в скандинавы предпочтительнее, чем продаться за тридцать дирхемов(хотя реальных скандинавов это совершенно не смущало, они честно сказали задержавшему их франкскому императору, что служат "кагану русов").
И тогда в рамках концепции, "база русов" в хазарской Таматархе вполне логична, почему нет, готские и вообще восточногерманские артефакты во множестве на Боспоре со времен Германариха, крымские готы-тетракситы никуда не делись, цибильдинская культура апсилов-древних абхазов имеет пшеворские паралели, Перипл Черного моря 5 века фиксирует этноним эвдосов на Тамани, а у Тацита эвдосы живут в Дании и считаются предками ютов, то есть датчане пробили сюда дорогу еще задолго до этих ваших Хрёриков - "ненуачо" - если уж о "таврических русах" заговорили. Читал, что вроде и нескольким днепровским порогам списка Багрянородного можно дать уверенную готскую этимологию.
И если серьезно, возвращаясь снова к Багрянородному и "черным булгарам", «De administrando imperio» это не отвлеченное литературное произведение по мотивам, это по римски серьезная инструкция, где ничего нет случайного, это деловой документ отражающий в том числе и работу разведывательной службы Империи, обычно все внимание обращено на 9 главу, и забывают что о росах есть еще два абзаца в 42 главе:* В самых же верховьях реки Днепр обитают Росы, через эту реку отплывающие, (когда) к ромеям отправляются....В северной же стороне от него (Меотидского моря) река Днепр, от которой и росы проходят и в Черную Вулгарию и Хазарию и Сирию.* То есть, если считать по старинке ПВГ по Днепру, чтобы попасть в Хазарию, значит Черная Болгария должна быть в Крыму или где то около него "на Лукоморье", или если следовать сказаному мной выше, что русы все же больше ходят через водоразделы Среднерусской возвышенности, то Черная Болгария это салтовомаяцкие города Верхнего Дона-Северного Донца, Мельникова кстати в своем разборе трактата считает что 42 глава вставочна и отражает более ранние чем середина X века реалии - ну прально
Den пишет:
Возможно оногуры раскололись? Оттого и путанница Кубани и Юж Буга и быстрая их ассимиляция в обоих местах?
По тому же Феофану, Котраг перешел Танаис и начал кочевать на другой его стороне от Батбаяна, эта орда и есть Черная Болгария от правобережья Дона и до Южного Буга, то есть всё логично. По поводу смены названия, оногуры, связь с гуннами уже подзабылась, для тюркских времен это десять угров или племен(возможна связь с финноугорским кунд, гунд - толпа, община, люд) вполне логичный косплей тюркской десятистрельной системы. С распадом и забвением тюркютской империи наименование от главенствующих административных подразделений потеряло актуальность и возобладало обще-простонародное всего народа - булгары. Обычно в Степи этноним всего народонаселения вплоть до подчиненных племен повально меняется вслед за сменой доминирующего племени, но в данном случае трудно обьяснить почему одно и тоже племя захватило власть сразу везде и на Дунае и на Волге, значит булгары это общий эндоним, народное самоназвание
Den пишет:
Здесь:
А причем здесь Идриси?
Den пишет:
А здесь:
... источник булгар вполне знает.
Вот это уже более актуальная карта, Худуд аль-Алам в отличие от Идриси уже больше отражает представление школы аль-Джайхани и более близок к эпохе, его датируют концом X века, давайте прочитаем, так что же там написано:
"Рассказ о стране буртасов (Burtas)(Минорский считает, что надо читать булгар, но это требует само по себе отдельного доказательства).
К востоку и к югу от нее - гузы; к западу от нее река Atil; к северу от нее - страна печенегов. Народ - мусульмане, и имеют особый (khassa) язык. Властитель называется Mus (?). Они обладают шатрами и войлочными жилищами, и подразделяются на три орды (guruh):
BARCHULA (написано: B.hdwla), ISHKIL (Ashgil ?) и B.LKAR. Все они (состоят) в войне друг с другом, но если является враг, они примиряются (yar)."
Минорский вообще довольно скептически настроен к автору Худуд аль Алам, считая что он просто неумело попытался передать некую карту, что до нас не дошла, из какого то другого источника помимо Анонимной записки(возможно Джайхани). С печенегами вообще интересно, их должно быть два подразделения печенеги хазарские, и они примерно правильно нарисованы, и печенеги тюркские, которые на карте стыдливо пропущены, наверно чтобы не загонять их марийско-нижегородские болота... мадьяры почему то тоже нарисованы еще в Башкирии, хотя вон же на карте куча места в "междуречье" от Дона до Днепра, южнее вроде как те самые в-н-нд-р, котрые трусливы, слабы и бедны, и при этом почему то города Булгар и Сувар, вставлены именно в эту главу. Еще где то потерялись не меньшая загадка - ми(а)рваты. Считается что Худуд аль Алам наиболее полно и оригинально отражает сведения т.н. Анонимной записки, возможно авторства Джайхани, источника наиболее раннего который относят к самому началу X века или даже ранее. Второй по старшинству идет ибн Руста и него читаем следующее: "Мадьяры (ал-Маджарийа). Между страной печенегов (ал-Баджанакийа) и Ас.к.л из ал-Булкарийа первый из пределов (хадд) мадьяр. Мадьяры — вид (джинс) тюрок. Их глава собирает 20 тысяч всадников. Главу называют К.н.д.х, и это титул их царя, поскольку имя человека, который правит ими, — Дж.л.х. И все мадьяры послушны тому, что повелевает их глава, называемый Дж.л.х, в вопросах войны, сопротивления неприятелю и в другом. У них повозки, и они перемещаются вместе с пастбищами и плодородием их. Их страна обширна, и граница ее соприкасается с морем ар-Рум. В это море впадают две реки. Одна из них больше Джайхуна. Место жительства их между этими двумя реками." Вояж мадьяр по обретению родины как вы догадываетесь для нас главный маркер хронологии произведения, то есть мы можем понять что исходник где то даже еще IX веке, аль-Марвази и аль-Бакри в целом повторяют ибн Русте. В другом месте у ибн Русте: "Они (булгары) — трех разрядов. Один разряд из них б.р.сула (берсула), другой разряд — ас.к.л. (эсегел), и третий — булгары; средства существования каждого из них в одном месте", как видно эсегели, занимают серьезное место в политической системе ранних волжских булгар, возможно это и есть пришельцы из далекой Монголии - чигили - бежавшие от тюрко-сиро-уйгурских сражений на запад