serGild пишет:
Это та же Суй шу, которая пишет о 88тыс теле к востоку от Волги и 20 тыс к востоку от Рума. Учитывая разлад среди самих десятистрельных тюрок, можно понять Чженчу, решившего, что его шансы не ничтожны.
Ох уж эти китайские информаторы, это так называемая аберрация расстояния, если максимально точное знание мобилизационных возможностей степных племен для китайцев было жизненно важным, то некие далекие страны за ними... тем более оседлые, автоматически распространяя на них свои административные практики - "чего басурман считать" - и даже если и так, легко из текста по ссылке видно что под Тохаристаном разные источники понимают весьма широкие области, то что от Памира и до Хорасана можно собрать 100 тысяч ополчения почему нет, но только эти долины раздроблены на многие десятки и даже сотни практически самостоятельных владений. Если у каждого "курбаши" банда по 500 воинов то на пресловутые 212 "княжеств" сто тыщ вполне выходит, но ты достань каждого из его горного гнезда и поставь в общий строй. Вот и пришлось тохаристанским тюркам расчитывать только на свои силы, оказавшиеся мизерными в масштабах развернувшихся битв западных он ок будун с китайскими полчищами. А когда эти тюрки ушли и сгинули, местные равнинные "ху" остались один на один с этими горными курбаши с их "муджахединами", этим и объясняется достаточно быстрое продвижение в регион арабов и падение в их руки Балха с окрестностями.
serGild пишет:
Похоже, что Узбой для торговых путей Окс-Волга-Кама вообще не критичен.
Южный Урал в системе транзитных путей ВШП
serGild пишет:
Сильнейшее из племен - асиги (родств - языгам?, тоже алано-сарматские корни из Мидии?)
К паннонским языгам сильно отчасти. Какие еще алано-сарматские корни в Мидии?🤨 к асам(овсам)-асиям-ассианам Страбона, Помпея Трога и Плиния уже ближе и быть может это усуни китайских авторов. В принципе это логично, тот же народ из этой же степи никуда не делся ни в гунно-эфталитскую, ни в тюркскую эпоху, часть его уходила несколькими волнами далеко на запад, но основная постепенно тюркизировалась и родных кочевий не покинула. Аз-эли, Азык-эли - народ, страна Азов. Полвека спустя в истории появляются некие саяно-енисейские азы, совместно с киргизами и чиками(чигили?) упорно сопротивляющиеся Второму тюрко-сирскому каганату, в ходе этой войны вошедшие в племенной союз с тюргешами, и вытесненные вместес ними в ходе этих войн токуз-огузами/уйгурами на запад, но мне кажется тут связь менее вероятна, это разные племена
Den пишет:
Так вроде коллега Гера уже в теме про это писал...
serGild пишет:
Я помню, потому и обратил внимание на вывеску.
Это вопрос к Новосельцеву и Артамонову, а не ко мне, среди отечественных историков первыми предложили эту гипотезу, и она я так понимаю имеет больше всего сторонников, по ним политоним "хазар" имеет не этническую а социально-административную категорию восходящую с среднеперсидскому пехлеви - "тысяча". И по ней логична для Средней Азии куча таких "хазараспов", этноним "хазарейцы" тоже отсюда. Другая теория что это реальное племя коса изначально проживающее в степях современной Тувы, "младшее племя"-"поколение" в большом племени сыцзе-сикер одном из "девяти", токуз-огузов.
Den пишет:
не критичен если вы хотите дружить с нушиби и воевать с Мохэду.
Den пишет:
Необходимостью или ограничивать торговлю или договариваться с нушиби.
Я тоже признаться не понимаю. До 630го и убийства Тун-джабгу действует вполне себе вертикаль и централизация, он "нушибиец" и ведет выгодную им внешнеторговую политику, и вам всё равно нужно как то наводить мосты с центральной властью даже несмотря на то что царем Севера поставлен Мохэду, да и не имеем мы четкого знания что Мохеду изначально был дулуской кандидатурой, а не скооперировался с ним ситуативно. Вы исходите из того что в степи уже идет партизанская война между двумя племенными союзами, но откуда к этому основания, Тун джабгу был крут и считается вполне жестко до определенного момента всех держал в кулаке. Если бы Багатур-хан позволил бы себе какую то нелояльность, грабил караваны с каганской тамгой или сносился бы с гипотетически враждебными кагану дулускими вождями, его как минимум бы не назначили бы руководить Западным походом, как вы говорите нашли бы другого Ашина. Значит ничего такого до определенного момента 629-30 года пошатнувшего "кут" кагана не было. Нет еще такой необходимости четко выбирать сторону, да и откуда им иметь послезнание о перипетиях гражданской войны в Каганате и линиии раскола племен. За краткое время 630-31 годов узурпаторства Мохэду не думаю что китежане успеют четко обозначить свою позицию в том или ином лагере, затем снова в общем целом доминируют нушиби, сотрудничать с которыми заметно выгоднее
serGild пишет:
Просто сужу по количеству найденных на Руси мечей, произведенных у нас. К тому же в 13в вроде уже происходит переход от дамаска из сортов плохого железа к однородной приличной стали, которой на Руси не очень то и есть.
То есть русские домонгольские мастера уже перешли на хорошее импортное тигельное сырье и разучились "сыродутью" простого болотного железа? В Поветлужье в реале была довольно серьезная железоделательная индустрия древнемарийских племен
Относительно достаточно высокого уровня местных мастеровтут
Вот не уступающие соседи немного восточнее в Башкирии
и еще полюбившийся вам Зыков
И еще из Вязова
Ресурсная база черной металлургии носила местный характер и основывалась на использовании болотных и сидеритовых руд. Производственные черно-металлургические комплексы открыты на Маклашеевском II городище, Рождественском IV и Новинковском I селищах. Все именьковские горны имели различную конструкцию. Это не позволяет говорить о наличии единых и устойчивых традиций чернометаллургического производства на именьковских памятниках. Исследователи отмечают относительно высокий уровень развития кузнечного дела, использование именьковскими мастерами богатого набора технологических приемов, высокое качество исходного сырья. Результаты изучения технологии не обнаруживают признаков существования специализированных кузнечных ремесленных центров, мастера которых снабжали своими изделиями округу. Высокий уровень металлообработки наблюдается только в Западном Закамье, технологические схемы изготовления железных изделий Самарского и Ульяновского Поволжья существенно примитивнее.
Типы горнов, выявленных на именьковских памятниках, имели широкое распространение в Восточной Европе в первой половине – середине I тыс. н.э. В качестве близкой аналогии наземным металлургическим горнам Маклашеевского II городища и Рождественского селища можно указать на производственные сооружения позднезарубинецкого поселения Лютеж. Сравнительная характеристика металлообработки восточноевропейских обществ железного века была предпринята В.И. Завьяловым, Н.Н. Тереховой, Л.С. Розановой и М.М. Толмачевой(ссылка выше). Именьковские кузнечные изделия северного, нижнекамского региона обнаруживают общие черты с позднедьяковскими древностями. Напротив, материалы памятников Самарской Луки скорее показывают сходство с киевскими или даже зарубинецкими кузнечными традициями.
там же у него:
На основании палеоклиматических исследований в период II-VIII вв. можно выделить следующие этапы изменения климата (Рихтер, 1954; Хотинский, 1977; Демкин и др., 2000):
1. Во II в. н.э. наблюдается повышенное увлажнение лесной зоны Евразии и одновременное усыхание степных областей. Такая ситуация продолжается до начала III в. н.э., когда начинается постепенное смещение повышенной увлажненности в степную зону, сопровождающееся, соответственно, засухами в зоне лесной.
2. С конца IV в. н.э. начинается значительное похолодание и увлажнение климата в лесной зоне Евразии, продолжившееся до конца VI столетия.
3. С VII в. н.э. увлажнение сокращается, и климатические условия приближаются к современным.
есть еще такая и такая работы в том числе и по хозяйству позднеананьинских племен, и в целом жизнь местных племен с этих веков изменилась совсем мало. Кардинальный слом по историческим меркам начался совсем недавно с приходом сюда неких племен с запада и юго-запада, как именьковцев, так и "тураевцев" , они принесли сюда некие сравнительно массовые технологии железоделания выразившуюся в сравнительно массовом распространении проушных топоров, видимо ставших достаточно доступными в местных общинах, этот топор дал наконец возможность начать "наступление на лес" в без коего земледелие было бы не в состоянии перейти из вспомогательного положения огородничества.