А напишу-ка я немного о тыграйцах, благо тема в последнее время особенно актуальной. Если где-то ошибаюсь, поправьте.
О названиях ‘’тигре’’, ‘’тиграи’’ и ‘’эритрейцы’’
Люди, проживающие на территории Эритреи, а также эфиопской провинций Тыграи и Афар имеют иное, чем жители остальной Абиссинии самосознание, язык, культуру и прочие особенности, делающие их отдельным от амхарцев народом, считающимся прямыми потомками древних аксумитов. Большая часть населения и Тыграя, и Афара представлена народами кушитской группы, кои имеют больше взаимосвязей с Ближним Востоком, чем с Черной Африкой, в отличии от сомалийских племен. Тоже самое касается жителей государства Джибути.
Трагедия тыграйцев заключается в том, что из-за вековой политической раздробленности региона получилось так, что жители приморских регионов Аксумского царства (смешения южноарабских племен Йемена с местным чернокожим населением) после коллапса оного и установления там военной тирании евреев-фалаша приняли ислам и протекторат Арабского Халифата, а жители ядра Аксумского царства в X-XI веках попали под власть набирающей силы Абиссинской империи, которая к наследию древнего Аксума не имеет отношения вообще. В итоге со временем мусульмане стали называть себя словом ‘’тигре’’, а христиане – словом ‘’тыграи’’.
В политическом плане первые подчинялись султанату Адал (семито-кушитскому государству на западном береге Красного моря), а вторые – Гондэру, государству эфиопских негусов. Впрочем, подчинялись Гондэру тыграи только тогда, когда Абсиссиния была сильной, а в годы слабости потомков Соломона – Тыграи и Афар, несмотря на христианское вероисповедание, подчинялись своим родственникам в мусульманском Адале. В конечном итоге, Эфиопия сама уничтожила этот султанат еще на заре Нового времени, однако вновь обратить в христианство прибрежные земли ей так и не удалось.
Позднее именно этот фактор был использован итальянцами, которые после безуспешного вторжения в Эфиопию смогли заручиться поддержкой местных мусульман и закрепить за собой берег Красного моря. В результате две части былого Аксумского царства оказались разделены. Это дало повод амхарской Эфиопии объявить себя наследницей Аксума и обвинить тыграйцев-мусульман в том, что они являются орудием в руках колонизаторов с целью расколоть эфиопскую нацию. Итальянские же владения получили название Эритрея (по имени древнегреческого произношения Красного моря), которое никогда раньше не использовалось местными жителями, но которые были вынуждены его использовать по причине отсутствия других адекватных к новым реалиям самоназваний.
И хотя после Второй Мировой войны итальянская Эритрея была присоединена к Эфиопии, эритрейские мусульмане-тигре к тому времени все-таки обособились в отдельную нацию и, когда социалистическая Эфиопия в 1990х в очередной раз погрузилась в смуту, они не преминули возможностью создать свое собственное независимое государство. При этом Эритрее удалось отделиться в колониальных границах и тем самым прихватить себе часть земель, населенных христианами-тыграями, которые "почему-то" не захотели считать себя ни "тигре", ни тем более "эритрейцами". Это стало настоящей головной болью для эритрейских властей, поскольку вместо лакомого куска земли они получили территорию с нелояльным христианским населением, которое и по сей день осознает себя частью тыграйского народа, разделенного границами двух стран.
Иными словами, название ‘’тыграйцы’’ наиболее соответствует историческому и этническому контексту, объединяющих в себе тыграев-христиан и тигре-мусульман. А еще близкими родственниками тыграйцев являются племена беджа, проживающие на египетском берегу Красного моря и считающими себя прямыми предками древних египтян.
Тыграйцы - потомки аксумитов
Тыграйцы это прямые наследники цивилизации древнего Аксума, в котором, согласно местным верованиям, находился Ковчег Завета. Политическая власть аксумских царей в период максимального расширения границ их государства достигала Нубии, т.е. нынешнего Судана, распространялась на территорию расселения племен беджа и арабского Йемена, но обычно власть Аксума признавали народы живущие на территории современных Эритреи, Джибути, Афара и Тиграя. За наследие Аксума между собой борются Эритрея и Эфиопия, которые разделили этнический ареал тыграйцев.
После упомянутой победы амхарцев над султанатом Адал, Эфиопия действительно смогла претендовать на наследие древнего Аксума. Так, язык аксумского делопроизводства – геэз стал языком делопроизводства Абиссинии Нового времени, а также языком богослужения Эфиопской церкви, поскольку именно тыграйцы на протяжении веков играли роль культурной элиты христианской Эфиопии. Ситуация стала меняться в XIX веке. Тогда, в 1890х, в Абиссинии после смены тыграйской династии на амхарскую, древний литературный язык геэз лишился статуса государственного и был заменен на ахмарский, который доселе считался языком простонародья. Именно это вбило клин между амхарцами и тыграйцами, чей тандем позволял существовать единой Эфиопии веками. Тем не менее, до перерастания противоречий в настоящую войну оставалось еще более ста лет...
Тыграйцы и их роль в строительстве Эфиопской государственности
Сильная ментальная разница между тыграйцами и амхарами чувствуется до сих пор. Несмотря на то, что амхара приложили руку к гибели тыграйского Аксума, именно тыграйцы приняли активное участие в развитии эфиопской государственности и долгое время считали этого государство своим. И тому были основания - тыграйцы составляли львиную долю абиссинской военной аристократии, не раз спасавшей страну от неминуемой гибели.
Так, в 16 веке поход адальского военачальника Ахмад-Грана Великого на Абиссинию завершился неудачей именно благодаря роли Йешака, тогдашнего тыграйского негуса. Именно ему удалось заключить союз с португальцами, которые в ходе военных действий на море отрезали султанат Адал от поддержки могущественной Османской империи. Впоследствии он же принял непосредственное участие в разгроме сил Ахмад-Грана на территории самой Эфиопии, что в итоге заставило османов и их адальских союзников отказаться от планов обратить Эфиопию в ислам, как это было ранее сделано с некогда христианской Нубией. К слову, это была та самая война, где в боях на стороне Абиссинии лично принял участие Криштоване да Гама, сын великого мореплавателя, отдавший жизнь в борьбе за веру Христову в тысячах лиг от своего дома.
Та же история повторилась неоднократно. Именно тыграец Алула Энгида, будучи командующим эфиопской армией, обеспечил в 1896 году победу над итальянским экспедиционным корпусом в битве при Адуа. И это притом, что на тот момент эфиопская армия была вооружена преимущественно луками и копьями, а самым грозным эфиопским оружием османские пушки, попавшие в Эфиопию еще в 17 веке, которые, однако, удалось эффективно применить на поле боя против Италии. А уже во второй итало-эфиопской войне наиболее яростное сопротивление завоевателю оказали войска под командованием Мангаша Сеюма, опять-таки тыграйца по происхождению.
Даже современная "эфиопская нация" была сформирована усилиями Йоханыса IV, последнего императора-тыграйца, а также его внука Сейюма Мангаша (сына того самого Мангаша Сеюма), ставшего тыграйским губернатором и главным советником императора Хайле Селассие из новой амхарской династии. Именно этим двум личностям Эфиопия обязана идеей "единого абиссинского народа", включающий в себя амхаров, оромо и тыграйцев. Однако новосозданная нация не приказала долго жить: практически сразу после свержения в 1974 году Хайле Селассие и прихода к власти коммунистов Эфиопия на долгие годы втянулась в череду этнических конфликтов от Эритреи до сомалийского Огадена, так и не вернувшись к мирной жизни.
О религии тыграйцев
Большинство тыграйцев, как и амхарцев, исповедует христианство миафизитского толка. Руины города Аксум так вообще являются сакральным местом для эфиопской христианской традиции. Интересно, что среди тыграйцев-христиан есть не только миафизиты, но и католики (результат многолетних европейских христианских миссий, а также итальянского и французского колониализма). Христиане тотально преобладают в провинции Тыграй, только недавно сбросившей власть амхарцев, а также в горной части Эритреи.
Кроме того, в области Тыграй все еще живут эфиопские евреи-фалаша, которые не имеют семитского происхождения, а являются потомками местных кушитских племен, обращенных в иудаизм немногочисленными евреями, переселившимися сюда из римского Египта.
В свою очередь, приморская Эритрея, Джибути и Афар исповедуют ислам. Ислам появился в Аксумском царстве едва ли не одновременно с исламом на территории Аравии (т.н. Первая Хиджра) и был принят аксумскими правителями из политических причин, дабы ослабить влияние фалаша и заручиться поддержкой Халифата в условиях ослабления Византии. Его приняли жители приморских городов Аксума, объединившихся после падения государства под знаменем султанов Адаля (государство основанное сомалийцами, распространившее свое влияние на более развитый приморский Аксум и поэтому ставшее семито-кушитским), ставшего на многие столетия главным врагом христианской Абиссинии.
Впрочем, несмотря на то, что Адал был главным противником христианских государств региона, тиграи-христиане еще долго не разрывали связей с тигре-мусульманами. Но в последнее время ситуация изменилась, и теперь амхарцы в союзе с мусульманами-оромо и пользуясь поддержкой мусульман Эритреи воюют против единоверных им тыграйцев, чего еще век назад было попросту невозможно представить.
Тыграйцы практически не едят мяса
До недавних пор тыграйцы были одним из немногих народов мира, который не употреблял мяса. Причем, связано это не с пищевым или культурным табу, а с полнейшей нищетой региона после более чем пятидесятилетней войны и страшных засух, после которых тыграйцы не могли держать дома даже коз. Поэтому многие тыграйцы питались довольно однообразно. Они ели широ (нутовую пасту на подобии фалафеля) с алиша бирсеном (местный аналог хумуса) и заедали его ынджерой (хлебом).
Еще один популярный стереотип о тыграйцах связан с кофе. Хотя за пальму первенства родины тонизующего напитка борются между собой Абиссиния и Йемен, до 14 века собрать зерна дикого можно было лишь в горах севера Эфиопии, что является лишним аргументом в пользу тыграйцев как первых кофеваров мира.
О базарах и кланах
Как и другие семиты тыграи любят торговаться. Базар для тыграйца – сосредоточие общественной жизни. Главой единицей общества считаются энды (местный аналог арабских бану или еврейских кагалов), кланово-родовые общества, влияние которых иногда ощутимо больше, чем влияние государства на аспекты тыграйской жизни. Может, это и определило союз тыграйских повстанцев с Израилем?
Об урбанизации в среде тыграйцев
Большая часть тыграйцев живет за пределами крупных городов. Миллионников по типу египетских Александрии или Каиры и даже амхарской Аддис-Абебы здесь нет. Население эритрейской столицы Асмэра не достигает и 500 тысяч жителей. Центр же эфиопской провинции Тыгре, Адуа, и вовсе насчитывает меньше 100 тысяч обитателей. Древний Аксум так вообще официально необитаем, а другие города региона больше похожи на большие поселки, напоминающие по антуражу палестинские Вифлием и Назарет, которые хоть и необычайно важны в мировой истории, но размером похвастаться не могут.
P.S. Времени на полноценный рассказ катастрофически не хватает, поэтому не обессудьте, что ограничился отдельными зарисовками...