Все сегодняшние проблемы Вооруженных сил Украины наиболее ярко проявляются на примере самого многочисленного их вида — Сухопутных войск. Это и катастрофическое устаревание вооружения и военной техники, и крайне низкий профессионализм личного состава, и вопиющие социальные проблемы (в первую очередь — обеспечение жильем).
На данный момент Сухопутные войска ВС Украины — это 73 000 человек личного состава, при этом части и подразделения укомплектованы — в смысле, солдатские и сержантские должности — чуть менее чем на 50% солдатами срочной службы с сомнительной подготовкой. Ведь срок службы в 1 год на фоне крайне низкого уровня боевой подготовки — это безумно мало. За это время подготовить военного специалиста можно, лишь ежедневно гоняя его по полигонам и стрельбищам, давая возможность водить боевые машины и изучать сверхсложную военную технику. Но, учитывая, что солдаты-срочники в нашей армии все больше красят заборы и сидят по казармам, об их высоком уровне подготовки говорить сложно.
Солдаты, не стрелявшие из автомата
Эти постулаты подтверждаются конкретными фактами. За предыдущий год в Сухопутных войсках, согласно официальных данных Минобороны, было проведено всего 4 батальонных учения и 3 — ротных. Дело не только в том, что это безумно мизерные цифры — каждая (!) рота и батальон должны готовиться на протяжении каждого полугодового периода обучения, и в конце каждого такого периода проводить подобные учения. Тогда как у нас готовятся только «избранные», а остальные отдыхают в казармах или занимаются так называемым «благоустройством территории».
Но и с точки зрения методики боевой подготовки это нонсенс. Логика здесь такова: подразделения отрабатывают слаженность на уровне отделений, потом взводов, рот, батальонов, и раз в год должны отрабатывать вопросы боевой подготовки на уровне бригад. У нас бригадные учения пропали как таковые — их не проводили ни в прошлом, ни в этом году. К этому еще и ротных учений меньше, чем батальонных. Т.е. личный состав, не тренируясь в составе рот, вдруг проводит батальонные учения. Эти цифры, признаться, смущают и сильно попахивают показухой.
Но есть в официальных отчетах и цифры, которые просто убивают. Например, в прошлом году было запланировано проведение двух (это на все Сухопутные войска!) боевых стрельб взводов, а проведены... ноль.
Здесь стоит принять во внимание, что стрельбы — это не вождения, например, танков. Если с «горючкой» в войсках по нынешним временам постоянные напряги, то патронов в нашей армии — пруд пруди. Единственная проблема — доставить личный состав на стрельбище, но и здесь в большинстве частей военнослужащим можно от казарм и пешочком пройти. Почему в таких условиях не проводятся стрельбы, и, как следствие, украинские солдаты слабо умеют обращаться с оружием, — тайна, покрытая мраком. Что уж говорить о владении серьезными военными вооружениями, если наши солдаты толком из автоматов-пулеметов не стреляют?
«Пеший по-конному»
На этом фоне очень весело смотрится «ноу-хау» нынешнего военного руководства. В прошлом году министр обороны Михаил Ежель сформулировал ее так: мол, отсутствие средства на боевую подготовку не являются поводом эту самую подготовку не проводить. А потому надо готовиться к войне «пеший по-конному»: т.е. не выезжая на стрельбища и полигоны, отрабатывать учебные вопросы «на приказарменном фонде» (это официальная формулировка).
И вот начались в войсках чудеса. Саперы «минируют» дороги в части и плац, тут же тренируясь эти мины обезвреживать, пехота бегает вокруг казарм, представляя, что она воюет в лесу, танкисты расселись в свои танки в боксах в танковом парке, и делают вид, что «ездят»... Этот сюрреализм захлестнул Сухопутные войска с головой.
Не будем отрицать, что, возможно, какие-то навыки и знания с помощью этого «ноу-хау» солдаты и получают. Но заметить собой полноценную боевую подготовку такие «милитари игры», понятно всякому, никак не могут. С давних времен известно, что академия солдата — это поле, и научить его воевать, бегая вокруг казармы с автоматом, получить ни в жисть не получится. Пусть он так бегает даже от подъема до отбоя, хорошего бойца из такого «бегуна» не выйдет при всем желании и упорстве.
Что гораздо хуже — эти приказарменные забавы стали неиссякаемым источником липовой статистики. Войска рапортуют: «наездили» столько-то часов и километров, «отстрелялись» из таких-то видов вооружений, проведено столько-то «учений» и «стрельб». Номинально эти цифры дают вроде как даже неплохие показатели боевой подготовки, но на самом деле это — лапша чистой воды. Ведь окажись подготовленный таким образом «профессионал» в реальной боевой ситуации, понятно, он так навоюет, что мало не покажется.
Старый новый танк
С вооружением Сухопутных войск также серьезные проблемы. В качестве костяка «сухопутчики» имеют механизированные и танковые войска, имеющие на вооружении танки Т-64Б, Т-64БМ, Т-72, Т-84 «Оплот», боевые машины пехоты и десанта БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80, бронированные тягачи МТЛБ, боевые разведывательно-дозорные машины БРДМ-2.
Из всего этого добра официально именуются «новыми» танки Т-64БМ «Булат» и украинские танки Т-84 «Оплот», хотя и по ним есть вопросы. Например, танк Т-64БМ, не смотря на мощный пиар со стороны Минобороны, все же далеко не новый, база его в виде танка Т-64 — разработки 60-х гг прошлого века, на которую по разработанной конструкторами КП «Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова» схеме модернизации устанавливаются новые узлы. Пару лет назад, когда эти танки только начинали идти в войска, начальник Генштаба ВС Украины признался, что армия их закупает только потому, что за цену одного нового танка Т-84 можно модернизировать 5 старых.
Но главный вопрос по поводу танков Т-64БМ и Т-84 — это перспективы их поступления в войска. Так, в прошлом, 2010 году, в отдельную танковую бригаду в Черниговской области поступили десять модернизированных танков Т-64БМ «Булат», доведя численность этих машин до 61 танка этой модификации. Что касается вполне современных «Оплотов», то тут картина и того хуже. В 2009 году он был принят на вооружение, однако программа закупки этой машины затормозилась из-за недостатка средств, и до конца 2010 года она была профинансирована лишь на 14% от суммы контракта.
Анекдот в том, что именно эти танки Т-84, в количестве именно 10 штук... уже были в Сухопутных войсках. Еще на 10-ю годовщину независимости Украины (более 10 лет назад!), во время грандиозного военного парада, была продемонстрирована эта десятка машин производства ПО «Завод имени Малышева». Но тогда, хотя Т-84 и представлялись в колонне армейской техники, самой армии они не принадлежали. Кабмин, обязавший тогда Минобороны своим постановлением приобрести для начала десять новых танков, позабыл указать — за какие средства. А с деньгами у военных всегда было, как известно, не густо. Тогда Минобороны решило вопрос с харьковской бронетанковой корпорацией на тех условиях, что сразу после парада десятка новых танков отправится в войска, а там, дескать, как-нибудь сочтемся. И вот танковая рота на новеньких танках несколько лет служила украшением 72-й отдельной мехбригады в Белой Церкви, но все это время Минобороны никак не могло рассчитаться с производителем, и танки вернулись на завод.
Добавим, что на сегодня в Вооруженных силах насчитывается 774 танка всех типов. Согласно проекту Стратегического оборонного бюллетеня на период до 2025 года, их планируется оставить 660 единиц. Понятно, что на этом фоне нынешние шесть десятков «новых» танков Т-64БМ — не очень много.
Признание провала
Факт остается фактом: власть декларируяет «заботу» об обороноспособности страны, более чем за полтора года ничего не сделала для спасения армии. Что интересно, рассказывая на каждом углу о своих «успехах», она признает этот свой провал.
Здесь стоит вспомнить о документе, который пафосно презентовался в апреле 2010 года, но который сейчас и полусловом не вспоминают, — о Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год (она же, как указано в тексте документа — Антикризисная программа), в частности, таком ее разделе, как «Обороноспособность государства». Документ этот интересен тем, что в нем были довольно четко определены основные проблемы Вооруженных Сил, и задекларированы пути их решения. И заявлено: 2010-й — Год стабилизации в войсках! 2011-й — первый год развития армии!
В частности, проблемами определялось то, что боеготовность Вооруженных Сил Украины не отвечает определенному Государственной программой развития Вооруженных Сил Украины на 2006 — 2011 гг уровню, что не выдерживаются государственные социальные гарантии военнослужащим и членам их семей, недостаточной является укомплектованность Вооруженных Сил Украины, система материально-технического обеспечения не в полной мере обеспечивает жизнедеятельность и боевую подготовку войск, также не отвечает современным требованиям состояние вооружения и военной техники.
Рассказав, что во всем виновата предыдущая власть, власть нынешняя сделала финт ушами. В конце прошлого года были обнародованы результаты оборонного обзора и предложены пути дальнейшего развития Вооруженных Сил — в документе под названием Стратегический оборонный бюллетень на период до 2025 года. Предусмотрено, что Стратегический бюллетень будет реализовываться в три этапа. В ходе первого этапа (2011-2015 гг) будет стабилизирована ситуация в войсках, основные усилия будут направлены на сохранение возможностей для восстановления боеспособности армии и в условиях финансово-экономического кризиса. На втором этапе (2016-2020 гг) начнется непосредственно восстановление боеспособности Вооруженных Сил и начало их стабильного развития. В ходе третьего этапа (2021-2025 гг) ВС Украины и другие военные формирования, по замыслу авторов, достигнут своих основных перспективных параметров, которые далее будут только поддерживаться.
Таким образом, власть и Минобороны, которое составляло Стратегический бюллетень, сами в этом документе признали: за 2010 год никак не удалось восстановить боеспособность армии, а в 2011 году это тоже не допускалось даже на теоретическом уровне! Это предусмотрено сделать только к 2020 (!) году. То есть, к моменту, когда президента и его команды «чудо-профессионалов» не будет у власти и близко. А реформировать армию дальше они предлагают своим последователям — если к тому времени, конечно, еще будет что реформировать...