12 марта посол США в России Майкл Макфол, один из авторов концепции «перезагрузки», выступал в Институте международной экономики Петерсона. В основном, речь касалась промежуточных итогов «перезагрузки», а также мер, которые нужны для усиления ее эффекта. Так, по его мнению, необходимо отменить поправку Джексона-Вэника — не от большой любви к России, а потому, что ограничения в торговле со столь перспективным рынком оборачиваются для самих США значительной недополученной прибылью.
Наиболее актуальными проблемами межгосударственных отношений России и США в ближайшие годы, по Макфолу, будут Сирия, ЕвроПРО, и скорость, с которой в России будут происходить политические перемены. «Мы не собираемся заявлять, что Россия является более демократической страной, чем вы думаете» — обратился Макфол к слушателям, и добавил, что «мы предложили Конгрессу создать новый фонд. Когда я в Москве общался с представителями правозащитных организаций, они говорили как раз о потребности в таком виде помощи. Из российских источников подобной поддержки нет, а чтобы делать что-то конструктивное, надо фокусироваться на таких вещах».
В качестве наглядного свидетельства своих слов, Макфол привёл митинги в России, которые, по его словам, «представляют собой пробуждение гражданского общества, когда люди выступают, прежде всего, за честные выборы и защиту своих прав». «Я не называю это гражданским неповиновением, cуть этих протестов заключается в том, что протестующие мирными действиями пытаются реформировать существующую систему», — добавил он и подчеркнул, что звучащие в адрес Вашингтона обвинения в финансировании протестных движений в России являются беспочвенными. «Похоже, придется повторить это несколько раз подряд, чтобы меня услышали. Разговоры о нашем финансировании протестующих — неправда, неправда и еще раз неправда», — заявил посол. А несколькими днями позже добавил в твиттере, что «правительство США не финансирует и не будет финансировать российские политические партии, движения, политиков — только обмены и независимые НПО».
Некоторые детали о предполагаемом новом фонде раскрыл Филипп Гордон, заместитель государственного секретаря США по вопросам Европы и Азии. Он сообщил о том, что после прихода в Белый дом Барака Обамы в 2009 году, только администрация президента США потратила на поддержку демократии и обеспечение прав человека в РФ 200 миллионов долларов, и в дальнейшем эта политика будет продолжена. В том числе и за счёт создания нового фонда, объём которого, по планам администрации и Конгресса, составит порядка 50 миллионов долларов.
Если попытаться совместить воедино приведённые выше высказывания, то картина получится более чем странная. Получается, что по инициативе президента США и после одобрения конгрессом, формируется достаточно внушительный фонд, который, однако, предложено считать независимым от правительства США. Этот фонд, по уверению Макфола, будет работать в России исключительно с некими «независимыми НПО». Характер будущего взаимодействия очевиден — поскольку, по словам посла США, «российских источников поддержки нет», то существовать НПО в России будут на деньги, выделенные администрацией президента США.
До последнего времени существовала достаточно устойчивая схема, которая позволяла выставлять в более или менее респектабельном свете организации, получающие финансирование из-за рубежа. Средства, выделяемые из государственного бюджета США созданной ещё в 60-е годы организации USAID, пройдя через ряд нижестоящих организаций, таких как NED, NDI, IRI и множество других, формально уже не имеющих прямого отношения к правительству США, перечислялись организациям, действующим на территории других стран, в том числе России. Это обеспечивало некую благопристойность и позволяло США хотя бы говорить об отсутствии факторов иностранного вмешательства.
Теперь же, насколько это можно понять из сделанных заявлений, средства будут перечисляться напрямую. Что имеет существенный недостаток — российское общество получит реальное доказательство очевидного, и доверие к деятельности российских НПО упадёт ещё больше.
Заявления господина Макфола о том, что правительство США не имеет никакого отношения к финансированию общественных движений в России и без того выглядят достаточно неубедительно. Воспользовавшись веб-порталом организации National Endowment for Democracy (NED) можно увидеть, что на территории РФ данная структура поддерживает огромное количество НПО, от «независимых пресс-центров» до институтов, которые системно искажали картину выборов, формировали образ «нелегитимности» состоявшегося волеизъявления и «подогревали» протестную атмосферу.
Финансирование NED, как уже говорилось, получает от USAID, который, будучи, согласно статуту, неприбыльной организацией, не располагает иными средствами, нежели те, которые ему перечисляет правительство США. При этом по линии USAID на «развитие демократии» в России было выделено, за все годы работы, порядка 3 миллиардов долларов.
Теперь же, настаивать на независимости этих российских НПО будет вовсе странно. Что же делать РФ, чтобы защитить себя от иностранного вмешательства? Может быть, России имеет смысл принять аналог действующего в США с 30-х годов XX века закона. Акт регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act или FARA) предписывает регистрацию всех связанных с иностранным влиянием и финансами структур как «агентов, представляющих интересы других стран»? Эта мера, кстати, была введена для того, чтобы характер деятельности этих организаций «правильно осознавался американским народом».
Изначально FARA вводился для противодействия нацистской пропаганде, однако в 1995 году закон был модифицирован, и вместо термина «политическая пропаганда» в него был введён обширный перечень действий, которыми финансируемые из-за рубежа активисты могли бы прямо или косвенно «влиять» на суждения американских граждан.
И совсем недалёк момент, когда на повестке дня встанет вопрос — на какие конкретно цели были потрачены в России 3 миллиарда долларов? И куда именно уйдут 50 миллионов, выделение которых было анонсировано на днях? В своём выступлении перед слушателями, посол Макфол сообщил, что был «шокирован» антиамериканскими настроениями в России, которые, несмотря на его надежды, не исчезли после выборов.
Возможно, стоило бы обратить внимание посла США на странную закономерность — в каждом государстве, где руками американских спонсоров был успешно осуществлён процесс, именуемый «пробуждение общества», происходили социальные потрясения, бунты, обрушивался уровень жизни, страдала экономика или даже начиналась война. Мирных и бескровных реформ отмечено не было. Возможно, ключ от понимания антиамериканских настроений лежит именно в сфере осознания этого факта.
Если же попытаться ответить на вопрос, для чего при наличии действующей сети НПО администрации президента США понадобился ещё один фонд, управляемый напрямую — то ответ, скорее всего, лежит в области цифр. Чем больше посредников в цепи от источника денег до конечного исполнителя, тем больше средств подвержено нецелевому использованию и ниже эффективность всей структуры. Возможно, что столкнувшись с кризисными явлениями и необходимостью экономить даже на армии, правительство США решило сократить издержки именно таким образом.