Den пишет:
Тогда может как вариант выгодный и китежанам и византийцам - удар по аварам болгаро-китежан РАНЕЕ 34/35 года?
Я уже предлагал вариант удара в 626 году по северо-восточным славянским вассалам аварского каганата, по "примученным" дулебам и западным антам, как предположил коллега выше тоже подпавших под аварскую власть. Если послезнание работает можно ожидать, что славянские родовые дружины ушли за Дунай к Царьграду с аварами и оставили селища без воинов, самое время налететь, грех не воспользоваться моментом. В 631 году, когда авары сцепятся с кутригурами, можно повторить еще раз
Den пишет:
Получив де-факто отлуп от императорского двора китежане пойдут устанавливать контакты с церковными иерархами исходя из послезнания и с партиями при дворе исходя из формулируемых целей.
Помимо не очень хорошей идеи раскачать лодку, которая и так на волнах еле держится, не вижу с кем можно "устанавливать контакты", может конечно коллега Георг увидит. Патриарх Сергий, Ираклий, папа Гонорий практически соавторы новой итерации христологического спора о энергиях и сущностях, Антиохия и Александрия, и вообще большинство кафедр явно или молчаливо принимают их. Только Палестина осталась православным оплотом на Востоке, но оказалось под властью персов, в целом только 630х нарастает противодействие среди халкидонцев вместе со скепсисом от монофелитских уступок монофизитскому большинству Востока, кои надобности в компромиссе не чуствовали и даже воприняли это как общую слабость "мелкитов" - "халкидонская ночь миновала" писал монофизитский патриарх Антиохии Афанасий "Погонщик Верблюдов" своему александрийскому коллеге Вениамину, которому потом арабы-завоеватели вручат всех христиан Египта. Когда в 633 году Софроний решился первым высказался против "миа энергия", попытавшись возбудить полемику среди иерархов, никто не поднял за него голоса, уклонился от прямого ответа и будущий великий Максим Исповедник. Не с кем вам искать союзников в Церкви, подробнее можно читать "Вселенские соборы" Карташева.
С "партиями" не лучше. Согласно ныне непопулярной теории бородатых классиков-основоположников: венеты-голубые выражали интересы средних и крупных землевладельцев, сенатской аристократии, прасены-зеленые - торгово-ремесленной верхушки. Голубые были как бы приверженцами старины и всякой ортодоксии, в том числе православной, зеленые были как бы реформаторами, тесно связанными с восточной торговлей, в значительной мере были явными или тайными монофизитами. Фока гнобил обе партии, но прасенам доставалось от него больше и потому Ираклий нашел в их среде наибольшую поддержку, с его приходом к власти по многим городам Империи прокатилась волна погромов в которых прасены вовсю отыгрались над венетами за времена Юстиниана когда наоборот доминировали венеты. Партия венетов переживает время упадка уже судя по всему со времен Маврикия, косвенно это можно увидеть по мобилизации проведенной среди городских дим в предверии подхода к городу восставшей армии Фоки, зеленые вывели в помощь Маврикию 1500 бойцов, голубые всего 900, в полтора раза меньше. Для многосоттысячного города речь идет скорее всего о воинах-професионалах отрядов "партийных боевок" защищающих интересы своих корпораций, численность стасиотов - членов молодежных банд и "ультрас" цирковых партий - явно должна быть больше, но понимание что прасены уже преобладают это дает. Далее будут беспорядки при Фоке и погромы при воцарении Ираклия и его по крайней мере начальные симпатии к прасенам, новый подъем голубых связан уже с концом VII века с эпохой Юстиниана II. И это понятно, если по-марксистки считать венетов партией земельной аристократии - в начале века аваро-славянские захваты на Балканах и опустошительные походы Хосрова Парвиза в первую очередь ударили как раз по их материальной базе, на фоне относительно не пострадавшей торговли, она сколапсировала позже в связи с арабскими завоеваниями, и когда в Византии занятой почти исключительно своей обороной от халифата усилилась роль военных, конечно набираемых в основном из земельной аристократии - венеты усилили свои позиции, прасены наоборот ослабли. Но до этого еще далеко, пока же в условиях монофелитского копромисса Ираклия центр тяжести весь несколько сместился, зеленые уже не шифруясь явные монофизиты, т.о. отказывая воле императора, голубые будучи не в состоянии себе позволить открытое диофизитство рядятся в лицемерных монофелитов, маскируя свою ненависть к противникам лояльностью к официальной императорской политике. Так в 641 году в разразившихся в осажденной арабами Александрии беспорядках зеленые, как монофизиты, обрушились на сторонников силового принуждения коптов к монофелитству Евдокиана и Доменциана, а голубые встали на их защиту. В К-поле же единственные шансы найти поддержку могут быть среди монашеского братсва акимитов, в это же примерно время им удается возбудить толпу против фактической аккламации вдовы императора Мартины, но шансы Мартины и без этого были призрачны, акимиты традиционно ориентирующиеся на римское папство явно оказались дезориентированы позицией папы Гонория, далее они никак не смогли помещать травле столичной толпой арестованного папы Мартина I, вероятно они тоже подверглись репрессиям при Константе
serGild пишет:
Гостун не природный хан. Скорее во времена Органы, если успеют.
Я честно сказать уже запутался в теме, так все таки Бу-Юрган и Мохэду-шад одно лицо или нет? Что понимать под "временем Органы"? Время когда Мохэду управляет западными окраинами ЗТК, как зять кагана Тун-Джабгу в его правление, полномочен ли он на такие самостоятельные действия как поход на авар и не вопримет ли Тун-Джабгу это за проявление сепаратизма? К тому же усилия ЗТК в последние годы явно сосредотачиваются на Кавказе. Или под "временем" понимать когда он уже убил кагана и провозгласил себя Кюлюг Сибир-каганом и пока нушиби его не загнали на Алтай, то есть на 630-31, в принципе хорошее время ударить по аварам в момент кутригурского мятежа, но есть ли у него возможность идти в такой дальний западный поход когда в Согдиане среди нушибийских племен разгорается восстание во главе с пайкендским шадом Нишу?
serGild пишет:
Ситуация когда Святой град пал, а империя ужалась почти до стен К-поля достаточно апокалиптична, чтобы прислушаться к мистикам,
эсхатические настроения постоянный фон жизни человека той эпохи, что земля налетит на небесную ось там ждали буквально каждое воскресенье, плюс к тому тот постоянный ахтунг в котором жили византийцы с воцарением Фоки
*Все вы знаете, какую тучу пыли поднял дьявол в царствование преемника блаженной памяти Маврикия, погасив любовь и возбудив взаимную вражду на всем Востоке и в Киликии, и в Азии, и в Палестине и до такой степени взволновал все соседние области даже до самого царственного города, что димы не только не довольствовались тем, что упивались на площадях кровью соплеменников, но и нападали взаимно на жилища друг друга и безжалостно убивали тех, кого в них находили, или сбрасывали живыми наземь с верхних этажей женщин и детей, стариков и юношей, которые по слабости сил не могли спастись бегством. Словно варвары, грабили они своих сограждан, знакомых и родственников, и в довершение всего жгли их жилища». *
Зима 609–610 года отличалась необычайной суровостью. Moре близ столицы покрылось льдом, в котором замерзло множество рыбы. Холода захватили и Сирию: замерз Евфрат в среднем своем течении. Еще в 608 году Ираклий решив выступить против Фоки перестал отправлять из Карфагена караваны с африканским хлебом, в следующем 609 году он послал в Египет с войском племянника Никиту, долину и дельту Нила охватили бои, что должно было отразится и на этих поставках хлеба в метрополию, если бы Ираклий не решился в сентябре 610 на захват Константинополя, городу вполне бы угрожал голод. Позже Египет был потерян уже Ираклием. Утрата Египта в 618 году стала страшным ударом для империи. Финансовые затруднения начались еще раньше, и уже в 615 г. вес монеты был понижен наполовину и соответственно этому уменьшены оклады всех служащих. Теперь империя потеряла самую доходную провинцию, а столица – житницу. В Пасхальной Хронике под 618 годом есть заметка о том, что в этот год было сделано экстренное обложение всех лиц, имевших право на получение хлеба, по 3 золотых за каждый хлеб. Деньги были собраны, но правительство не было в состоянии управиться со своим обязательством, и в августе месяце раздача хлеба была полностью прекращена. В довершение бедствий в Константинополе началась жестокая эпидемия, уносившая множество жертв. Ираклий пал духом, и у него появилась мысль бежать в Карфаген. Царские сокровища были погружены на корабли и отправлены в Африку. Намерение императора покинуть столицу огласилось и усилило общую тревогу. Патриарх Сергий и ближайшие к особе императора сановники заставили его отказаться от бегства, и патриарх потребовал от него публичной клятвы в храме св. Софии в том, что он ни при каких обстоятельствах не покинет столицы. Неудачи преследовали Ираклия: эскадра с царскими сокровищами была разбита бурей у берегов Африки и погибла в волнах. Свидетельством о финансовых затруднениях, которые испытывал Ираклий в первые годы своего правления, является изданный в 612 году указ о числе клириков «Великой церкви» (т. е. храм св. Софии) и «святой Богородицы во Влахернах почитаемой», а также штаты служб патриархии. Точно определяя цифры разных категорий клириков и служащих, император запрещает всякие отступления от этих норм, а также прием в штаты сверх комплекта по проискам заинтересованных лиц. Денег не было и негде было их добыть. Патриотизм патриарха Сергия открыл новый источник: то были церковные драгоценности, сосуды, предметы культа из драгоценных металлов, щедрые дары и пожертвования императоров и частных лиц, оставшиеся от старых добрых времен. Все драгоценности из церквей столицы, а вероятно также и других городов, переплавлялись на металл, из которого чеканили деньги. Жертва, принесенная церковью, имела характер займа, так как император обещал возместить церкви взятые у нее драгоценности, и счастливая судьба позволила ему исполнить это обязательство. В связи с необходимостью водворить экономию в расходах на содержание клира столичных церквей и патриархии были изданы около этого времени два указа, дошедшие до нас. Первый, от 619 года, является по существу повторением указа, изданного в 612 году, в котором точно определено число клира со штатным содержанием в храме св. Софии и Влахернском храме Богородицы. Второй, относящийся, вероятно, к 620 году, заключает в себе подробно мотивированный запрет членам провинциальных клиров являться в столицу с целью пристроиться здесь и обеспечить себе средства существования.
Контроль над Египтом был возвращен только в 629 году, халкидонский патриарх Александрии, то есть фактически руководитель гражданской администрации, Кир вступил на кафедру только в 631 году.
Ну прониклись, за чей счет банкет?