... Иудейские священные книги также представляют собой самобытную традицию, также прошедшую длительный период существования. Основными источниками по истории текста являются:
— Масоретский текст — текст, признанный в качестве базового одним из основных течений в иудаизме;
— Самаритянское Пятикнижие — один из древних текстов Торы, сохранённый самаритянской общиной;
— Тексты из Иудейской пустыни — древнееврейские, арамейские и греческие тексты;
— Септуагинта — греческий перевод Торы;
— Вульгата — латинский перевод Торы;
— Арабский перевод Саадии.
Исследователи предполагают, что существовал единый оригинал текста, а потом появилось множество текстов, объединённым культурным пространством. Ранние этапы могли характеризоваться изменчивостью текста. Большинство библейских книг не были написаны одним автором в какое-то конкретное время. Они содержат различные композиционные слои, которые создавались в течение многих поколений.
Нижняя граница периода развития библейского текста — конец 1 в. н. э., поскольку с этого времени не существует изменений. Верхнюю границу точно указать невозможно.
Самая древняя часть священных книг иудаизма — Пятикнижие Моисея, тесно связанное с его личностью (13 в. до н. э.). В тексте отмечается наличие противоречий. Разные части памятника создавались в различное время, о чём свидетельствуют лингвистические и исторические факты. Сама Тора в целом была окончательно отредактирована и канонизирована в 444 г. до н. э.
Книги пророков хронологически относятся к концу 13 — 6 в. до н. э. — от прихода в Ханаан до вавилонского пленения.
Большинство книг Ветхого Завета особой ритмизированной прозой, в которой нет рифмы и чётко определённого ритма, который держится на выделенности каждого слова. Основой стихосложения стал тонический стих.
Танах — сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Невиим (пророки) и Ктувим (Писания). Первые пять книг Библии составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей еврейского народа они содержат 613 заповедей, основу всего позднейшего еврейского права. На иврите эти пять книг также называются Хумаш (от ивритского слова «хамеш» — «пять»). Традиция гласит, что эти книги были продиктованы Моше (Моисею) Богом примерно в 1220 г. до н. э.
На иврите каждая книга Торы названа по своему первому или второму слову. Так первая из них именуется — Брейшит («В начале»), а вторая — Шмот («Имена»). Третья книга — Ваикра — содержит правила жертвоприношений животных и других храмовых ритуалов, которые соблюдало израильское племя — колено левитов. Четвёртая книга — Бемидбар («Числа») названа из-за содержания подсчёта численности израильтян. Последняя книга — Дварим («Второзаконие») содержит прощальное обращение Моше к израильтянам, готовым отправиться в землю обетованную.
Вторая группа книг — Невиим, девять книг — прослеживает историю евреев с момента смерти Моше до разрушения вавилонянами Первого Храма и последующего изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 г. до н. э.).
Ктувим составляют книги разного характера — исторические хроники, поэмы, религиозные трактаты.
Другое название Торы — Письменный Закон. Сегодня Устный Закон кодифицирован — в Мишне (евр. «повторение») и Талмуде.
Мишна включает в себя 63 трактата, в которых еврейское право кодифицировано систематически, а не хронологически. Она содержит шесть разделов:
— Моэд («праздники») описывает пять важных празднеств иудаизма — Шабат, Песах, Пурим, Рош-Гашана и Йом-Киппур; здесь систематизированы, классифицированы, поименованы тесно связанные со структурой священного пространства циклы священного времени;
— Зраим («семена») — посвящён правилам ведения сельского хозяйства, за исключением трактата Брахот — он содержит законы о разных благословениях и времени их произнесения; земледелие освящено присутствием Господа и ритуализированным трудом человека.
— Незикин («ущербы») содержит десять трактатов, суммирующих еврейское гражданское и уголовное право;
— Нашим («женщины») посвящён установлениям о браке (Кидушин) и разводе (Гитин);
— Кодашим содержит правила жертвоприношения и ритуального заклания животных;
— Тагарот посвящён установлениям о ритуальной чистоте и нечистоте.
Хотя все части Мишны — юридические кодексы, раби Йегуда часто дополняет текст мнениями меньшинства. Один из трактатов — Авот — не содержит законов, а посвящён наиболее известным изречениям и высказываниям мудрецов.
В течение веков после составления Мишны её тщательно изучали многие поколения евреев. В конце концов мудрецы записали свои споры и комментарии к законам Мишны в своде книг, известном как талмуд («учение»). Мыслители Израиля составили свои записи около 400 г. Их работа называется «Иерусалимский Талмуд».
Более века спустя ведущие вавилонские законоучители составили другой свод дискуссий о Мишне. Вавилонский кодекс более обширен, чем Иерусалимский. В Талмуде сначала идёт закон, а за ним следует дискуссия законоучителей о его содержании — Гемара. Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Мудрец, упомянутые в Мишне, называются танаим — «учителя» по-арамейски. Цитируемые в Торе названы «амораим» — «толкователи, интерпретаторы».
Все дискуссии Гемары можно разделить на две части — Галаха — чисто юридические нормы, и агада — этические рассуждения и фольклор. Сюда относятся медицинские советы, исторические сведения, моральные поучения и предания.
Третья группа в литературном наследии — Мидраш. Мидраш Агада включает нравственные установления, Мидраш Галаха — правовые. Когда говорится «мидраш», обычно имеется в виду ритуал.
Часть книг иудаизма считаются апокрифическими. К ним относятся тексты, написанные после времени Эзры, великого учёного, жившего в V в. до н. э.
Свой блок священных книг сформировался и в мистической ветви иудаизма — Каббале. К этой ветви относятся «Бахир» («свет») и «Зогар» («сияние»).
Если не в напряг ждем твоего мнения, да и мнения коллег то же.